en   de   中文
+7 (3952) 550-464
обратный звонок
Заявка на тур
Сейчас на Байкале
БайкалПрофиТур
присоединись к нам в соцсетях и получи актуальную информацию!
БайкалПрофиТур / О компании / Ежегодные проекты компании «БайкалПрофиТур» / Предзимний Байкал...или девяносто путешествий из Арктики в Монголию

   

                   Предзимний Байкал....

                                  ...или Девяносто путешествий из Арктики

                                                                      в Монголию с субботы по пятницу

  Заметки Александра Леснянского о путешествии по ноябрьскому Байкалу

 

 

 

Часть Первая: С субботы до понедельника

Навигация на Байкале для обычных туристов официально заканчивается в начале октября. Но настоящие любители оторваться от берега и отчаянные рыбаки ходят по озеру до самого нового года. Это может быть не так комфортно, как летом, но зато по-своему увлекательно. Поэтому я без раздумий подвязался в ноябрьский круиз по славному морю.
Позднее осеннее плаванье с друзьями на корабле «Сибиряк» сулило не только веселую компанию и рыбалку, но и новые снимки предзимнего, остывающего Байкала. Маленькое путешествие хотелось провести плодотворно и творчески не только в плане фотографии. Напряженный пресноводно-морской виноводочно-матрасный отдых за столом я надеялся чередовать с интенсивной фотографической деятельностью на палубе и берегу. А в перерывах между этими занятиями изнурительно отдыхать в каюте, разгребая накопившиеся завалы от предыдущих поездок и экспедиций. Я имею ввиду не брошенные туристами на «Сибиряке» поношенные вещи, а кучу своих прежних дневниковых записей. Главный мой должок перед “Gobike” (и перед самим собой) – это недописанный отчет об экспедиции Синьцзяну и Тибету, закончившейся уже полгода назад.
Я думал, что приступлю к творческим каникулам сразу, как только сяду в поезд 29 октября. И это у меня получилось. Но лишь отчасти – в виде водочно-матрасной разминки двумя «Парламентами» в компании еще трех коммуникабельных соседей по купе.

Основное же виноводочное Путешествие началось 30 октября в субботу в автобусе, на котором из Иркутска мы отправились в МРС. Туда, где нас ждал корабль. Организатор начавшегося недельного веселья Стас Леник – директор компании «Байкал-Виза» - первым делом провел церемонию знакомства присутствующих и представил каждого примерно следующим образом:
Сергей Макаров – участник экспедиций «За уходящим льдом Байкала» - 2008, 2009, 2010… приехал к нам из Алтуфьево, - он там живет, как это не прискорбно. Но, что поделаешь: родину не выбирают…
Антон или, проще, Митрич – разжалованный зам-мэр Листвянки, разжалованный главный инженер крупного холдинга…, ныне – директор рынка в Листвянке. То есть каждое его разжалование, заметьте, сопровождалось последующим с повышением…

Вообще в осенний отрыв (помимо экипажа корабля) собрались в основном мужики: три разных Сергея, по одному Олегу, Лёше, Роме и т.д. , - всего одиннадцать человек.
За знакомством последовали асфальтовые километры, водочные литры и килограммы забавных дорожных рассказов. Запомнилась такая история от Стаса:

«92-й год. У меня отобрали права по пьянке. А ездить-то ведь надо. Взял водительское удостоверение у друга, мы очень с ним были похожи. И долгое время прокатывало. А тут как-то возвращаюсь с Малого Моря, пьяненький, конечно. А гаишники тогда на трассе стояли в основном буряты и при этом очень лояльные. Остановят, бывало, принюхаются: «Бурханил, что ли? Молодец, молодец, однахо! Ну, езжай, только дальше, смотри, сильно не бурхань – дорога шибко опасная, ага…». Ну и вот машет мне гаишник: стой! Я останавливаюсь, подаю документы, он долго глядит на меня, на права, снова на меня… и спрашивает: «Михаил Владимирович, скажите, а вы в армии служили?». – «Ну, служил», - что за вопрос, - думаю. – «А в каких войсках?» – «Ну, в связи», – какого хрена ему это интересно? – «А где служили?». – «В Монголии». – «А случайно не в Эрдэнэте?».– «В Эрдэнэте». Тогда он кидается мне на шею обниматься: «Стас! Ты!? Здорово!!!». Ну, обнялись, гаишник говорит: «Стас, а давай выпьем!» – «Давай. У меня водка есть, только закусить нечем». – «Ага. Сейчас найдем чем, подожди!..».
Идет «Волга», он ее останавливает: «Вы въезжаете в национальный парк знаете!?» – «Знаем». – «Платить будете?». – «Будем!». – «А может, не будете?». – «В смысле!?». – «У вас покушать что-нибудь есть?»…
…Ну, сидим, закусываем. Почти всю бутылку уже закусили. Тогда бурят вдруг задумался, посмотрел на меня внимательно и спрашивает: «Слушай, Стас, а почему это ты – Михаил Владимирович?»…

С таким смехом, с остановками побурханить мы к середине дня доехали до МРС, к причалу и перешли на корабль.

 

Грузимся на корабль

 

  

 

                                                                               Изо льдов в пустыню десять раз за вечер

Незамедлительно на столе появилась водка, что снова всех очень обрадовало, и Путешествие началось. Бутылка празднично сверкала на солнце, а на ее стеклянном боку был изящно выдавлен силуэт озера Байкал. «Вот смотрите: это наша карта. – Сказал Стас, указывая на тиснение. – Будем считать, что перед нами генеральный план нашего похода. Вот Байкал. Значит, севернее его, с учетом масштаба изображения, где-то наверху, под горлышком находится Арктика. А внизу – примерно Монголия. Уровень жидкости в бутылке будет указывать на наше местонахождение. Ну, что, начнем от берегов Северного Ледовитого океана, пожалуй. Поехали!»

 

 


 

 

 

«Сибиряк» шел по Малому морю вдоль острова Ольхон. Байкал был суров и красив. Студеный ветер гонял по небу тучи, а сквозь них веером пробивались солнечные лучи, миллионами бликов отражаясь на темно-синих волнах.

 

Ольхонские ворота 

 

 

 

 

 

Рома и Сергей на севере

 

 

Леша и другой Сергей - на юге

 

 


 

 

И только когда кок Наталья позвала на ужин, все зашли в кают-компанию и продолжили виртуальные путешествия в тепле.
По стеклянному меридиану за вечер мы смогли спуститься раз десять.
Уже в темноте капитан Виталий Александрович с помощником Виктором бросили якорь у и западного маломорского берега, спрятав корабль за горой от ветра, разгулявшегося к ночи так сильно, что по воде побежали белые барашки.


31 октября, в воскресенье не только поработать, но и отдохнуть, толком не удалось. Утром капитан повел корабль на север, и, выйдя из-под защиты скал, мы тут же попали в жестокую болтанку. Северо-западный ветер раскачал волну метра в полтора. С полок стали сваливаться книги, а со стола катиться стаканы. Способность отдыхать сохранилась только у Стаса и у одного из московских Сергеев. Они пили крымский мускатель, и периодически пытались зазвать к столу других пассажиров, пробегавших время от времени мимо них с бледным видом и зажатым ладонью ртом, либо в гальюн, либо на палубу к леерам.
Корабль резал высокую волну, и ее наплески замерзали ледяной коркой на палубе и сосульками – на поручнях. Блевать за борт стало опасно.

 

 

 

 

После полудня волна стихла, а к вечеру, как раз к заходу солнца корабль вошел в Чивыркуйский залив.

 

 

к началу

 

Морская болезнь сразу отпустила, «Сибиряк» причалил у Змеиного горячего источника, ко всем вернулась способность есть и пить. Завершением светового дня стало купание в ледяном Байкале радоновые горячие ванны.

Но день фактический еще долго не кончался.
Корабль стал на якорь посреди залива. Игорь с Ромой пытались рыбачить «из-под фары» с нулевым результатом. Зато часов до трех ночи кают-компания взрывалась хохотом.



1 ноября. Понедельник.
В семь утра по новому зимнему времени я вышел на палубу «Сибиряка». Судно стоит на якоре в сотне метров от берега. Слабый холодный ветерок. Небольшая рябь на воде. На корабле полная тишина. Горизонт на востоке розовеет, высвечиваются сложно сплетенные облака.

 

 

 

 

 

В пик рассвета над Чивыркуем небо озарилось огненным светом.

 

 

Потом краски успокоились, установилась тихая солнечная погода. Корабль перешел в бухту Онгоконгскую. Команда стала готовить сети, а пассажиры – отдыхающие смогли сойти на берег.

 

 

Я прошел по узкому пляжу вдоль бухты, потом перевалил через горку в соседний залив. Опавшие листья на земле были присыпаны снежной крупой. На прибрежных камнях намерзли ажурные корочки льда.

 

 

 

 

Во время Великой Отечественной войны в заливе интенсивно ловили рыбу для фронта. Некоторые следы истории можно найти и сейчас в прибрежном лесу. Среди деревьев могилка «матири троих малолетних детей, скончавшейся скоропостижно в мае 1944 г.»

"Здесь покоится тело матири трех детей малолетних.."

 

 

 Сети поставили вблизи о. Лохматый, и к часу дня перешли в бухту Крутую. Она оказалась покрытой тонкой ледяной коркой. Сантиметровый лед ломался на куски, а его осколки разлетались от носа корабля и с шуршащим мелодичным звуком долго скользили по ледяному полю, сверкая на солнце.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рыбой нас в этот вечер угостили добрые люди с соседнего корабля «Гардемарин».

 

 

 

 

 

 

Часть Вторая: С вторника до пятницы


2 ноября. Вторник. Сегодня добыли свою рыбу, но поймали совсем немного: сети почти пустые.

 

 

 

Проверяем сети

 

 

 

 

Сергей Макаров-"Алтуфьевский"

 

  Снова причалили к Змеиному ключу, и после контрастных купаний перешли на другую сторону бухты. Тут к нам опять с гостинцами наведались «гардемарины». Гостинцы весили каждый по килограмму минимум.

 

 

 

 

 

 Погода шикарная. Можно сказать, что даже не холодно. Олег вообще не одевается.

 

- Олег, а как это ты не мерзнешь!?
- Легко! Зальешь с утра тосол - и весь день тепло!

 

 

Станислав обдумывает кандидатуры попутчиков в Монголию

 

Фотографией увлечен не я один. Все, у кого имеется фотоаппарат, с самого утра носятся по палубе в погоне за карточками, время от времени самокритично восклицая: «Эх, такой кадр упустил, лошара!». – «Ну, значит, ты - фотолограф!».
На обед подали: тарелочку свежей байкальской икры, рыбный пирог и три круиза «Арктика – Гоби» под соленого сига. Путешествуется с севера на юг хорошо, но частота и скорость рейсов к вечеру стала как-то снижаться. Немного утомительно, однако…. И по каютам народ разбрелся по каютам что-то слишком рано: не было еще и часу ночи. Перед уходом повсюду выключили свет.



Предотвращенный акт непреднамеренного терроризма

Я допоздна в непривычной тишине еще долго писал отчет «Такламакан-Тибет», потом тоже лег спать, но посреди ночи вдруг встал и надумал посетить гальюн. Спросонья я никак не мог найти выключатель, нащупал дверную ручку и зашел внутрь, пытаясь в полной темноте разглядеть унитаз. Ничего не было видно. Тогда я решил действовать на ощупь, прицецеливаясь примерно туда, где ему место. В этот момент я коленом задел что-то мягкое и понял, что это – человек. «Ты что, тут спишь на горшке!?» – негромко удивился я. И в ту же секунду врубился, что я нахожусь в голом виде в соседней каюте, свесив кое-что над нижней шконкой. К счастью, я еще не начал сам процесс, и хорошо, что потенциальная жертва не проснулась. Иначе случай мог бы произойти совершенно несчастный.

 

  Утро 3 ноября (среда) оказалось совсем пасмурным, и не порадовало даже плохоньким рассветом. Прогноз погоды был нехорошим, и после того, как сняли сети, мы начали переход к западному берегу Байкала в Заворотнюю бухту. По крайней мере, план был такой. Перед тем наш корабль прямо на воде пришвартовался к рыболовецкому «Гардемарину» и поделился топливом, перекачав в его баки 200 литров солярки. Мужики находились на промысле уже четырнадцатый день и сегодня тоже решили двигаться в обратный путь.

В 10 часов «Сибиряк» вышел в открытое море. Началась изрядная качка, и планы тут же переменились. Мы уже не шли в Заворотнюю через весь Байкал, а направились пережидать волну в ближайшую тихую бухту.

 

 

  

к началу

 

На Большом Ушкане

  К полудню пришли на Большой Ушканий остров. Полтора часа ходил по берегу с фотоаппаратом. Тут находится популярная у туристов-фотографов мраморная скала, похожая на слона, пьющего воду из Байкала.

Берег Большого Ушканьего острова

 

 

Окаменевший слон

 

Вернулись на корабль, капитан отвел его от берега и поставил на якорь, чтобы судно не било о камни. После обеда (с незначительными алкогольными злоупотреблениями) кают-компания закономерно опустела. Погода пасмурная, солнце пробивается лишь изредка…. Я тоже ушел спать к себе в каюту.


В начале пятого Сергей Копылов («Ветер странствий») пришел разбудить меня: «Сейчас начнется».
Я поспешил на палубу. Действительно уже началось. А потом стало меняться каждые несколько минут. Сначала огромное белое облако отражалось в темной воде, покрытой мелкой рябью. Затем по склонам гор на дальнем берегу пошли красноватые отсветы, а Малые Ушканьи острова – Долгий и Тонкий – окрасились в оранжевый цвет и засветились. Брызги прибоя на мысах Большого Ушканьего сверкали в закатных лучах. Закончилось представление в 17 часов огненными облаками над темно-зеленой водой.

 

 

 

 

 

В бухте, где мы стояли, было тихо, но в море сильно штормило. «Гардемарин» сделал попытку в другой залив, но быстро вернулся и тоже стал на якорь поблизости. Капитан со Стасом решили выждать часов до пяти утра и потихоньку пробовать выбираться.
А сегодня на вечер – сауна (впрочем, как и до этого каждый день).
В салоне снова до ночи стоял жуткий гогот. Характерно, что не слышно ни рыбацких, ни охотничьих историй, а только бесконечные приколы и экспромты. Самые красавцы, безусловно, – это Стас и Олег, которые с каждым стаканом становятся все остроумнее.


4 ноября. Четверг. В семь утра, как только начало сереть и из ночной темени проявились берега, «Сибиряк» поднял якорь и пошел на юг в направлении северной оконечности о. Ольхон. «Гардемарин» вышел с нами одновременно.
Волнения в море почти нет, но давление низкое, и, по мнению некоторых бывалых пассажиров, волна может начаться уже часа через полтора. А ходу до мыса Хобой примерно пять часов.
Фотоаппарат положил поближе, но снимать нечего: и Байкальский и Баргузинский хребты накрыты серыми тучами, из которых местами сыпется снежная пыль. Хотя,… вот на несколько минут через дыру в тучах веером пробились солнечные лучи….

 

 

  В 12 часов близко подошли к Хобою и увидели большую стаю чаек над водой. Это признак того, что внизу ходит омуль. Эхолот засек большой косяк. Рыбаки просят капитана стать в дрейф, быстро собирают спиннинги и опускают снасть метров на 30-40 под воду. Омуль, действительно начинает ловиться, причем крупный.

 

 

 

Часа через два рыбный косяк уходит ко дну, а со 150-ти метровой глубины его уже не выманить. Капитан запускает двигатель.

  Планы несколько раз меняются в течение короткого времени. Теперь мы уже не идем к мысу Хобой, не высаживаемся на берег и я вновь не увижу скалы Три Брата. Погода остается спокойной и такой же пасмурной, но прогноз очень плохой: штормовое предупреждение. Ожидается ветер силой до 25 мсек. Идем ходом мимо Ольхона. Останавливаемся у мелких островов в южной части Малого Моря, пробуем рыбачить, но безрезультатно. Ждем бурю и планируем, в какой залив будем от нее удирать и в какой бухте прятаться. Одного мнения нет, и кто-то предлагает: «Давайте спросим у помощника капитана». Виктор регулярно выходит из рубки за новой порцией кофе и попадается нам на палубе. 
– Витя, если мы тут еще порыбачим, сколько до ходу Хубына ?
– 30 минут нахуй
– А до Мухора долго плыть?
– 40 минут нахуй
– А до МРС-а за сколько дойдем?
– До МРС час нахуй

Даже не зная всех этих слов, из интервью можно было четко уяснить: если начнется шторм, то чтобы спастись нам потребуется от 30-ти до 60-ти минут нахуй. Картина в общем, короче, ясная: успеем, не утонем.


Рыбы в итоге так и не поймали. По ночи пришли в МРС и пришвартовались у паромного причала. Родился новый план: Сергей Копылов пообещал, что утром возьмет на своей базе «Ветер Странствий» ; (здесь на Малом Море) автомобиль, и мы поедем на берега Моря Большого. Идея шикарная!

 

5 ноября. Пятница. Дует очень сильный холодный «северо-запад», но море не штормит. Даже как-то слегка обидно. Но, зато планы на этот раз не меняются. Мы переваливаем через степные горы к Большому Морю и гуляем над его обрывистыми берегами. Я делаю для себя новое открытие: здесь едва ли не красивее, чем на том же Ольхоне. Виды сверху просто замечательные, правда, освещение не самое лучше. Попасть бы сюда в рассветное или закатное время…. Но, как бы, и сейчас очень не дурно!

 

Большое Море

 

 

 

 

 

 

 

к началу  

 

Мы проводим на экскурсии около четырех часов, возвращаемся на корабль, обедаем и собираем вещи. Автобус в Иркутск нас уже ждет у причала. Осталось лишь купить обратный билет, чтобы уехать в Читу. Похмельем я никогда не страдаю, но головная боль уже надежно обеспечена: дома разбирать больше тысячи новых байкальских снимков и мучиться сомнениями выбора…


Иркутск-Байкал-Чита
Ноябрь, 2010

 

 Статья взята с ЖЖ Александра Леснянского=)

 

+7 901 665-71-35, 8 3952 550-464, 533-888, 533-500 - отдел продажи туров на Байкал
info@baikalvisa.ru
 
 
ВНИМАНИЕ! Вся информация, опубликованная на сайте www.baikalvisa.ru, не является публичной офертой. Детали по каждому конкретному туру или услуге уточняйте у менеджеров.
© ООО «БайкалПрофиТур». Все права на материалы, размещенные на сайте www.baikalvisa.ru, принадлежат ООО «БайкалПрофиТур». Любое использование этих материалов без получения письменного согласования компании запрещено.