en   de   中文
+7 (3952) 550-464
обратный звонок
Заявка на тур
Сейчас на Байкале
БайкалПрофиТур
присоединись к нам в соцсетях и получи актуальную информацию!
БайкалПрофиТур / О компании / Ежегодные проекты компании «БайкалПрофиТур» / Рассказ участника Сергея Макарова об экспедиции «Лед Байкала 2012»

 

Лед Байкала - 2012

 

Экспедиция «Лед Байкала 2012» успешно завершена. Все живы-здоровы. Пройден весь запланированный маршрут. На спидометре 880 километров. Техника не подвела ни разу. Люди пытались иногда, но все обошлось. Все счастливы, как малые дети. Байкал был необычайно приветлив и просто фантастически красив. Эмоции захлестнули всех участников с первого же дня и не отпускали до самого прощания с Байкалом.

 

Все дни стояла великолепная погода. Днем было настолько тепло, что можно было не надевать куртки, перчатки и шапки. Полное безветрие, кроме последнего дня, когда Байкал показал свою силу, дунув на нас слегка «Верховиком», да и то в спину. Ледовая обстановка из-за теплой погоды сложная. Множество трещин и свежих в том числе. Зевнула на нас и огромная пропарина. Лед разговаривал все время, но скорее нашептывал, чем кричал.

 

 Фотографическая часть экспедиции удалась на все 220%. Профи светились счастьем. Все закаты и рассветы были в нашем распоряжении. Свет - чума!.. В общем, хочется скорее поделиться своим счастьем. Слова льются из души. Но чуть позже и все по порядку. Ото дня ко дню, от события к событию, от впечатлений к впечатлениям. Байкал пропустил вновь. Спасибо, Батюшка!


  К сожалению, у меня не получилось вести репортаж онлайн с места событий. Поэтому хочется рассказать все сначала. 


День первый, акклиматизационный

 Листвянка. Сегодня общий сбор всех участников экспедиции и день знакомства с Листвянкой и друг с другом. Знакомство решили начать с самой главной достопримечательности - Байкальского лимонологического музея. В декабре 2011 года музей приобрел совершенно новую экспозицию, основанную на истории развития планеты Земля на примере озера Байкал. Примечательно, что в создании этой композиции непосредственное участие принимала гид нашей экспедиции Анна Миронова.

 

Экспозиция буквально напичкана новинками технического прогресса и в тоже время сделана с большой любовью к Байкалу. Погружение на дно Байкала в виртуальной подводной лодке. Красивейший аквариум с забавными нерпами и компьютер, фиксирующий сеймическую активность Байкала в режиме реального времени.



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Байкал не сразу стал таким каков он сейчас. Стенд эволюции Байкала

Автор: svmakar



Автор: svmakar



Так в торосах живут и растут бельки.

Автор: svmakar



Макет дна Байкала

Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Рачок Бормаш или Эпишура. Санитар Байкала. За день очищает воду от стакана нефти.

Автор: svmakar



Тот самый байкальский омуль.

Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar

 



После экскурсии по музею поднимаемся по канатной дороге на камень Черского, с которого открывается красивейший вид на Байкал и исток Ангары с высоты птичьего полета. Исток Ангары - самый широкий в мире. Его ширина 800 метров. Он никогда не замерзает даже в самые лютые сибириские морозы. Происходит это потому, что в Ангару попадает вода с глубины 400 метров, и ее температура выше ноля. Благодаря этому мы видим кромку льда, где лед - это Байкал, а вода - Ангара. Вдоль кромки льда трудится неутомимый паром «Минин», перевозя людей в порт Байкал и обратно.



Ангара

Автор: svmakar



Автор: svmakar



Исток Ангары

Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Напротив гостиницы Маяк расположился сказочный ледовый городок, где проходил международный конкурс ледовых скульптур. В этом году конкурс проводили в невероятно тяжелых погодных условиях. Ураганный ветер и сильнейшее ледотрясение, от которого звенели стекла в домах, нанесли непоправимый урон нескольким скульптурам. Но конкурс все таки состоялся и выявил победителей, которые в следующем году будут представлять Россию на международном конкурсе в Америке.



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar

 



В нерпинарии (новом) никого не оставило равнодушным очарование байкальской нерпы. Фотографировать там нельзя, но поверьте, умиленные улыбки были на лицах и брутальных мужиков, и светских дам.

 

 Вечером - ужин знакомств и тосты, тосты, тосты. Инструктаж, инструктаж, инструктаж. Как проходим трещины. Как вести себя в той или иной ситуации на льду за рулем джипа или на квадроцикле. Все тонкости и особенности байкальского льда и байкальских ветров. Огромный стол, за которым мы сидим,  выполнен в виде карты Байкала, поэтому есть возможность увидеть и понять нитку нашего маршрута. 




Автор: svmakar



Автор: svmakar


 Прибыл экипаж из Тюмени. Все в сборе. Завтра в 11 утра старт экспедиции. Здравствуй, Батюшка!..

 

День второй. Восторженный


 Зимний Байкал по праву можно считать одним из чудес света, и сегодня он встретил нас во всей своей красе. Солнечная и безветренная погода. Температура около 15 градусов мороза. Буквально в ста метрах от Листвянки, где был дан старт нашей экспедиции, Байкал расставил своих ледяных стражников – двух-, трехметровые торосы голубого льда. По заведенной традиции, первую остановку мы сделали практически сразу после старта, как только вышли на участок, где ветер сдул со льда весь снег. Прозрачный лед испещрен узорами трещин, которые образовывались постепенно в процессе замерзания льда. Именно эти узоры позволяют ощутить его толщину. Те из нас, кто увидел это чудо в первый раз, находятся в состоянии изумленного восторга. Я видел эту реакцию уже много раз. Сначала человек падает на колени, а потом и вовсе ложится на лед, всматриваясь в глубину. При этом все сопровождается изумленными возгласами, чаще всего ненормативного содержания.



Знакомство со льдом

Автор: svmakar



 Байкальский коктейль. Это рецепт руководителя нашей экспедиции, главного человека на Байкале, Станислава Леника. Во льду специальными маленькими ледобурами бурятся лунки примерно на сто грамм. В лунку наливаем водку, вставляем соломинку, и коктейль готов. Действо приводит всех в неописуемый восторг, и вся экспедиция непроизвольно делится на тех, кто пьет и тех, кто это фотографирует. Но на Байкале не пьют, на Байкале бурханят, отдавая дань местным богам владыкам. Это святое! Это нарушить нельзя. 




Байкальский коктейль

Автор: svmakar



Автор: svmakar



Байкальский коктейль

Автор: svmakar



Автор: svmakar



«Глоток»

Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar

 


Торжественное поздравление с началом экспедиции и в путь. Движемся колонной. Впереди на квадроцикле наши ледовые капитаны Саша и Андрей.


 



Ледовый капитан Александр Андреев

Автор: svmakar



  Это гаранты нашей безопасности на льду Байкала. Следом за ними три квадроса, снегоход, УАЗ-буханка «Ветер странствий» и четыре джипа. В команде 23 человека – 15 мужиков и 8 женщин.



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Что за гайка?

Автор: svmakar



Автор: svmakar



Примерно через 20 километров пути снег практически кончается, и мы идем по гололядке, т.е. гладкому прозрачному льду. По пути нам постоянно встречаются голубые торосы и надвиги льда. У особенно красивых архитектурных сооружений Байкала мы останавливаемся на фотосессии. 

 


Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar


Ледовая ситуация на Байкале не простая. Много трещин.


Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Через трещину

Автор: svmakar



Автор: svmakar



Большинство из них уже смерзшиеся и мы преодолеваем их без особых трудностей, но попалась и открытая, мокрая трещина, которая сразу же стала объектом внимания фотографов. Опустив голову прямо в трещину, пьем чистейшую в мире воду Байкала.

 


Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Мы долго едем вдоль трещины, для того, чтобы найти удобный и безопасный участок, где можно ее пересечь. Такое место находится только у самого берега. Тут же нам попадаются высоченные надвиги изумрудного льда, которые очень эффектно смотрятся на фоне заснеженных гор и голубого неба. Красота фантастична и непередаваема ни словами, ни фотографиями. Все люди находятся в состоянии беспрерывного восторга.


- Серега, это не природа, это просто какой-то фотошоп!..
 - Натаха, я тебе по секрету скажу, это только начало, все еще впереди...



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Надвиги голубого льда

Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



«Бултых замерз»

Автор: svmakar




Квадроциклисты уже освоились и чувствуют себя вполне уверенно, иногда даже позволяя себе некие нарушения дисциплины, на что немедленно получают очень вежливое и тактичное замечание от Стаса. Стас называет это синдромом первого дня Байкала, когда у людей немного сносит крышу от переполняющих эмоций. Те, кто едет на квадроциклах, получают еще и свою дополнительную, квадрациклетную порцию драйва. А опытных автомобилистов не удержать от возможности покрутиться на льду, за что также следует легкое замечание. Ведь лед ошибок не прощает.

 


Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar




 В пять часов вечера, пройдя около 100 километров пути, мы прибыли в бухту Песчаную на турбазу «Песчаные дюны». Бухта представляет собой абсолютно ровный полукруг, обрамленный с двух сторон башнями скалами Большая и Малая Колокольня. Лед ровный, прозрачный и очень скользкий. Тепло, ни дуновения ветерка, солнце. Можно совершенно спокойно быть на улице без шапки и перчаток. В Песчанке растут знаменитые ходульные деревья. Ветер выдул из-под корней лиственицы песок и обнажил их мощную корневую систему. Под корнями можно стоять нескольким людям в полный рост. Кажется, что деревья идут по песку, как на ходулях.



Малая Колокольня

Автор: svmakar



Большая колокольня

Автор: svmakar



Автор: svmakar



В Бухте песчаной

Автор: svmakar



Ходульные деревья

Автор: svmakar



Автор: svmakar



«Капля»

Автор: svmakar



Автор: svmakar



«Ледяной бульк»

Автор: svmakar



Бухта Песчаная

Автор: svmakar




Сегодня я слышал, как разговаривает лед Байкала. Я вышел на середину бухты подальше от берега, лег на лед, и стал его слушать. Он трещал, вздыхал, ухал, громыхал и издавал целую серенаду различных звуков. Байкал дышал. Иногда я физически ощущал вздрагивания льда. Создавалось ощущение, что вокруг тебя кто-то ходит, и я несколько раз даже открывал глаза, чтобы осмотреться. В какой-то момент я даже вздремнул на этой холодной постели. Проснувшись я сделал пару, на мой взгляд, неплохих кадров прямо со льда. Небо порозовело, мягко отражаясь на льду. Заметно похолодало. Заканчивается первый день экспедиции. Но многие из нас уже покорены Байкалом, а впереди еще целых семь дней.
 

День третий. Созерцание

 Для фотографов день начался ночью, на льду бухты Песчаной. Теплая безветреная лунная ночь. Непрекращающееся уханье льда под ногами в полной темноте держит в напряжении. Кажется, что лед сейчас разойдется прямо под ногами. Ночная съемка на фоне черных силуэтов Малой и Большой колоколен плавно перешла в розово-предрассветную.

 

Ярким огромным шаром прямо из льда выкатилось солнце и окрасило все в золото. Выкатилось так быстро, как будто кто-то наподдал ему снизу. Сразу вспомнилось начало фильма про «Неуловимых». Желание снимать боролось с желанием замереть перед этим зрелищем. Но все-таки один кадр мне явно удался.



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar

 



Выйдя из бухты Песчаной, мы сразу поняли, что предстоит очень сложный путь. Множество трещин, движение медленное... Когда смотришь на колонну из замыкающей машины, кажется, что все движутся в разные стороны, так как приходится лавировать, выбирая оптимальный путь. 



Автор: svmakar



Автор: svmakar



 Так шли до деревни Бугульдейка, где на берегу экспедицию ждал… Мегафоновский КамАЗ, который призван обеспечить устойчивую связь из любой самой удаленной точки, там, где нет стационарной связи.



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



После Бугульдейки характер льда вновь изменился. Мы мчались по гололядке, на которой не было ни трещин, ни снежных надувов. Только прозрачный лед над полуторакилометровой бездной Байкала. По просьбе оператора Димы Грабовского я пересел в буханку на переднее сидение. Отсутствие морды позволило видеть лед прямо перед собой и испытать непередаваемое чувство парения над бездной. Ни в одной другой машине этого не увидишь и не ощутишь. Только на квадре,  только стоя и только на небольшой скорости.


 - Док, ты помнишь этот кайф?!
 Советую всем!.. На гололядке ехать на квадре стоя и чуть сбросить скорость. А если достается место в «буханке», то занимайте сиденье рядом с водителем.


В какой-то момент машину бросает в неуправляемый занос и мы делаем три-четыре оборота. Сделать в этой ситуации ничего нельзя. Поэтому крайне необходимо держать дистанцию метров 100 друг от друга. Тормоза здесь бесполезны. Голова вертится как у совы выхватывая окружающий пейзаж на предмет – не налетим ли мы на трещину, торос или снежный «пирожок». Участок голого льда резко сменяется заснеженным участком, потом опять четкой границей появляется лед. Это ветер с распадков рисует свою картину.



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Еще издали на фоне темных скал стала заметна белая скала. Это мыс Саган-Заба. Сакральное место, где в древние века шаманы проводили свои обряды. Здесь находятся древние петроглифы с изображением шаманов, оленей, лебедей и даже рожающей женщины. Но особое впечатление произвели небольшие гроты, увешанные сосульками. В один из них я прополз на пузе достаточно далеко. В другой грот пришлось заползать на спине, так как его потолок был просто фантастично красивым. Здесь можно зависнуть очень надолго, и через час нашему ледовому капитану Андрею Волокитину приходится совершать объезд владений Саган-Забы и собирать в кучу очумевших фотографов, выковыривая их из гротов.

 


Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Дальнейший путь был таким же разнообразным. Голый лед сменяли заснеженные участки и участки с большим количеством трещин. В один из моментов мы таки налетели на высоченный ледяной трамплин, который слился с окружающим льдом. Тормозить было нельзя, и спасибо Байкалу, что позволил зайти в трамплин ровно. Полет под нелитературные крики прошел… можно сказать, успешно. Сразу же после удара в машине резко запахло гарью, но последующий осмотр показал, что приземление произошло почти без последствий для машины. На этот раз простил Батюшка, не стал наказывать.
- «Месика», ответьте «Бензовозу», в чем причина задержки?
- «Бензовоз», мы уже в теме, догоняем. Продолжайте движение.
- «Мегафон», «Аптека», продолжаем движение. «Мексика» в порядке.
- «Мексика», повнимательней, сбавьте обороты!
Остановка у огромного тороса голубого цвета. Фотосессия ледяного исполина.



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Продолжаем путь. Около шести вечера входим в пролив Малые Ольхонские ворота, который разделяет материк с островом Ольхон. Здесь начинается Малое море. Так называется часть Байкала между Ольхоном и западным материковым берегом. В Ольхонских воротах прямо на льду, на условной границе Ольхонского района нас встречает наш добрый друг - мэр района Сергей Копылов, Тюменский экипаж братьев Сулаевых и несколько человек в национальных костюмах. Театрализованная встреча группы на границе Ольхонского района скоро уже станет доброй традицией. Мы одни из первых, кто удостоился такой высокой чести. Бурханим из огромной ледяной чаши, стреляем из лука, отгадываем викторину. Приветственные слова, дружеские объятия и несмолкаемых смех. На сегодня путь пройден, и мы останавливаемся на гостеприимной турбазе «Ветер странствий».



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar


 

 

День четвертый. Вдохновение

 Утреннее совещание при выходе на лед. Стас Леник рассказывает о достопримечательностях и особенностях движения по Малому морю. Главное правило - не подъезжать близко к скалам, где лед особенно непрочен. Сегодня в команде уже семь машин, пять квадроциклов и снегоход. 27 человек - 19 мужиков и 8 женщин.



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Сегодня произошло знаковое событие. Хозяин Байкала, Бурхан, явил нам свой лик. Фотографируя ледяные наплески у мыса Кобылья голова, мы совершенно четко увидели в ледяном убранстве лицо старца с длинной бородой, который смотрел на нас с десятиметровой высоты.



Лик Бурхана

Автор: svmakar



Автор: svmakar



Погода продолжает нас радовать. Солнце, нет ветра, очень тепло. Я весь день хожу без куртки. Идем по Малому морю. Справа Ольхон. Его скалистые берега сплошь покрыты наплесковым льдом всевозможных форм. На съемки у нас много времени, так как сегодняшний переход до Хужира составляет всего 35 километров. Гроты, сокуи, прозрачный лед со стройными рядами замерзших пузырьков воздуха   под ногами. И все это блестит и сверкает на солнце. 



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Балерина

Автор: svmakar



Автор: svmakar



Хвост китенка

Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Воздушные бусы

Автор: svmakar



Танец двух бурятов

Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Свечи

Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Посетили остров Огой с буддийской ступой просветления, где наша Анна прочитала интереснейшую лекцию о двадцати двух островах Малого моря Байкала и об истории возникновения самой ступы Матери всех Будд, Единственной матери Трома Нагмо.



Автор: svmakar



Автор: svmakar



У красивейшей скалы Арка устроили пикник с костром на льду, колбасками гриль и самоваром.




Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Задолго до заката приехали в Хужир. Байкал подарил золотой закатище. Выбраны ракурсы, установлены штативы. Главный объект съемки – знаменитая скала Шаманка. Визитная карточка Байкала в закатном свете. Спасибо, Батюшка!..



Автор: svmakar



Юбочка-клеш

Автор: svmakar



Мыс Бурхан. Скала Шаманка

Автор: svmakar



Автор: svmakar



Слиток

Автор: svmakar



Гусеница

Автор: svmakar



Приглашение на танец

Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar

 

 

 

День пятый. Заповедный

 Тихо завидую тем, кто на квадроциклах. У нас в «Мексике» отличный экипаж, но пассажиром в джипе все-таки не так драйвово. Сидишь бурханишь, фотографируешь через лобовое стекло колонну. Вовсю орет музыка – респект диджею Олегу Вартаньяну – подобрал «музло» именно для такого путешествия - в десятку! Но на квадрах-то ветер, скорость, преодоление. На квадрах драйв!


 С вашего позволения привожу маленький отрывок из ненаписанного пока рассказа о БЛЭК 2010 (Байкальская ледовая экспедиция 2010 года):


«Порой было так холодно, что я еду и кричу от боли - ведь никто не слышит. Тебе вот по секрету говорю. Смотрю на руки, чтобы понять, на месте ли они или их уже нет. Рук совсем не чувствую. Большой палец, тот что давит на гашетку, я уверен, уже отвалился. Умудряюсь давить на курок ладонью и иногда даже левой рукой. И никуда не скрыться.

Только на коротких остановках начинаешь активно двигаться и немного согреваешься. Понимаешь, что твоя супер-экипировка начинает пропускать холод ко всему телу. Раньше ведь не пропускала, а теперь она вдруг перестает греть, проигрывая ветру.

И ты уже видишь огни той деревни, где будет тепло. Видишь их уже очень давно, мчишься к ним, но расстояние, особенно в темноте, очень обманчиво скрадывается. Думаешь, ну вот еще два-три километра и долгожданное тепло.

Но вот уже проехал 10 км после мысленной отсечки и все так же видишь огни вдалеке. Думаешь, может, это мираж. Я читал, что на Байкале есть миражи как в пустыне, и начинаешь в это верить. И верить в себя. Именно в такие моменты начинаешь чувствовать себя настоящим. Но вот и деревня. Как же ты далеко, Бугульдейка!.. Утром на градуснике было -35, а на спидометре - 160 км. Но светило солнышко и хотелось ехать дальше. Ехать и восхищаться».


 Сегодня день тяжелый, преодоленческий. От Хужира необходимо дойти до Ушканьих островов. По прямой это километров 110, но на деле все гораздо сложней. Мы знали, что между северным окончанием Ольхона, мысом Хобой, и Ушканами Байкал расставил большие поля торосов. И, кроме того, в районе Хобоя всегда ледовая обстановка достаточно непредсказуемая и сложная. Но все по порядку.

 

Пройдя километров пять от Хужира, мы приняли участие в спасательной операции, вызволяя Нисан Мурано из трещины. Еще вчера, познакомившись на базе с Александром, мы вели задушевные разговоры и в том числе о передвижении по Байкалу в одиночку. Саша уверял, что не раз уже путешествовал по льду и что так он «заряжает свои батарейки». А утром Байкал тихонечко предупредил его: «Саня, ты человек хороший, но не борзей!» и ткнул носом в трещину. Слава богу, все обошлось и даже без повреждения машины. НО! Мы прошли эту трещину всей колонной в десяти метрах в стороне, даже не шелохнув ее. Байкал слышит нас, и если ты хороший человек, то только предупреждает! А вот если ты идешь с плохими мыслями, то…  



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



 Еще до экспедиции, когда собиралась команда, большинство учасников очень скептически относились к передвижению на квадроциклах. Но я-то знал, что просто они этого еще не попробовали, и поэтому настаивал на закупке правильной экипировки с ног до головы. Я знал, что на второй-третий день будет семь желающих на четыре места на квадросах. Так и получилось.

 

Юра Кравцов и Саша Высоцкий приросли к рукоятке так, что не оторвать. Ольга Комарова каждый день буквально с боем выгрызала свое право вести квадр и мужики нехотя, по очереди, мысленно ворча, но уступали даме место. Галя Михоношина и две Натахи, Ливенцова и Дмитриева, прочно делили два места «Рюкзачков» - так я любя их называл, как пассажиров квадров. Галя уже опытный квадрациклетный путешественник, а Натахи буквально светились от неожиданно свалившегося на них счастья. Саша Наливаев прочувствовал эту ситуацию задолго до начала экспедиции и поэтому теперь наслаждался движением на своем персональном квадре весь маршрут.

 

Надо отметить, что профессиональные фотографы в полной мере ощутили, насколько квадр может быть удобным средством передвижения, другом и помощником именно для их фотографических целей и задач. Он дает свободу творчеству и дает возможность совместить два удовольствия одновременно. Квадроцикл – друг фотографа!..



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Поехали дальше. Мыс Саган Хушун, или Три Брата, отражается в прозрачном льду. Короткая остановка на фотосессию растягивается. Оторваться просто невозможно.



Автор: svmakar


У Хобоя останавливаемся надолго. Вокруг мыса все буквально усыпано глыбами голубого прозрачного льда. Здесь делаем традиционный перекус горячим бульоном с вкуснейшими бутербродами и пирожками, которыми нас снабдил заботливый ресторан «Маяк», упаковав каждый бутербродик в фольгу. Таких бутеров у нас… целая коробка из под телевизора. Ну и конечно же бурханим, но все в меру. Впереди опасный участок пути.


 В путь! Сразу после Хобоя наши капитаны резко уходят в сторону полуосторова Святой нос, огибая огромной петлей заторошенное поле. Как они находят путь в этом лабиринте торосов, мне непонятно. Колонна движется, извиваясь, словно змея. Но есть полное доверие опыту наших ледовых капитанов Александру Андрееву и Андрею Волокитину. Под колесами снег и битый смерзшийся лед. Частенько на льду видна черная блестящая змейка – это свежая трещина, которая только что образовалась. В какой-то момент идем параллельно трещине.


- «Бензовоз» всем экипажам! Отойдите подальше от трещины.


 Рука непроизвольно тянется к ручке двери, и я открываю окно. В случае, если машина проваливается под лед, у пассажиров есть около трех секунд времени, чтобы выбраться из машины. Под нами бездна в полтора километра. Совсем рядом - самая глубокая точка Байкала, 1637 метров, и самое широкое место озера – 80 километров. Разумеется, здесь нельзя не остановиться. Стас читает небольшую, но интересную лекцию. И, конечно же, тост за Байкал!  




Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar


 


Из пелены начинает вырисовываться очертание Большого Ушканьего острова.
- Саня, сколько километров, на твой взгляд, нам до Ушканов?
- Километров 20, наверное.



Автор: svmakar

 



Делаем мысленную отсечку километража. Вскоре появляются силуэты малых Ушканчиков. Сначала один силуэт разделился на два, а потом и на три острова. Это - малые острова Ушканьего архипелага Круглый, Тонкий и Долгий. До места ночевки, метеостанции на Ушканах, благополучно добрались за пару часов до заката. После мысленной отсечки километража проехали 40 километров. Нас радушно встретил егерь Ушканов, Байкальский Робинзон Юрий Будеев и его жена Татьяна. Они более двадцати лет живут на Ушканах и иногда по полгода от ледосхода до ледостава отрезаны от всего мира. Здесь не турбаза, не гостиница, не дом отдыха. Здесь дикий заповедный Байкал.



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar


Условия спартанские, но разве это мешает настоящим романтикам. Ставим палатку прямо на льду рядом с торосами. Это моя давняя мечта: провести ночь в палатке на льду Байкала. Сегодня она сбылась. Со мной в палатке ночуют неудержимые романтики Наташка и Ольга. Правильные спальники, правильные коврики, правильное настроение. Еще в Москве, готовясь к экспедиции, мечтали с Юрой Кравцовым сделать кадр звездного неба на фоне палатки в торосах. Юра сделал… я тоже участвовал… подсвечивая палатку фонариками из нутрии. В палатке тепло… ветра нет… лед молчит, а так хочется еще раз его услышать...

 

 

 День шестой. Радостный

  Вылезаю из палатки. Тишина… и пахнет пловом. Анна и Олег с шести утра готовят плов. Уже нарезана гора моркови и лука. Специальный рис девзира и правильные специи Олег вез из Омска. Теперь он священнодействует над сорокалитровым казаном, а на запах томящейся баранины собираются все проснувшиеся. Появляется водочка и гитара.

Сегодня по плану радиальный выход в Чивыркуйский залив в бухту Змеевая к термальным источникам. Путь недлинный, времени вагон, поэтому часам к одиннадцати священнодействие над пловом торжественно превращается в поздний завтрак. Я ответственно заявляю, что вкуснее плова я не едал никогда! Браво Олегу Вартаньяну, который несмотря на не совсем подходящие условия для приготовления плова на толпу в 30 человек сумел буквально выколдовать произведение кулинарного искусства. 



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Утром проводили в путь двух путешественников, передвигающихся по Байкалу пешком. Все необходимые вещи они тащат за собой в детских пластмассовых ледянках, приспособленных вместо саней. За санями едут деревянные лыжи «Турист». Дневной переход - около 40 километров. В основном ночевки проходят прямо на льду, а протяженность маршрута - от Северобайкальска до Листвянки, т.е. не меньше нашего. Настоящие герои! Доброго вам пути!



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Путь до Чивыркуя. Под колесами снег, солнце в пелене. Погрелись в источниках и обратно. По пути заехали на рыбацкую камчатку. Это городок из нескольких десятков юрт. В каждой юрте четыре спальных места, печка, стол. Пол деревянный, в нем несколько окошек для лунок. Поймал, выпил, поспал, поймал и так далее…. В одной из юрт нас гостеприимно приняли, рассказали и показали несколько рыбацких секретов ловли байкальского сига. 
  На обратном пути остановились у малых Ушканов. Красные скалы на ослепительно белом снегу. Голубое небо и звенящая тишина.



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Всем дана вольница передвижения. Хочешь, хоть пешком до базы иди, уже не заблудишься. Поэтому группа растянулась, так сказать, по интересам и дорога стала похожа на набережную, по которой тихо прогуливаются парочки.



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



А ночью наступило памятное событие. У Кати Латоновой день рождения! И в ночное небо над Байкалом полетели горящие разноцветные воздушные фонарики. Каждый фонарик – желание. Файеричное шоу Анюты Мироновой! С днем рождения, Катюша!..



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar


 

 

 День седьмой. Последний день маршрута по льду

  Утром я видел счастье на лицах фотографов-профи! Счастье подарили квадры, позволившие им быть в нужном месте и в нужное время. Еще вчера ими были намечены желаемые точки сьёмки, и я слышал, как рано утром прорычали два квадроса в сторону малых Ушканьих островов. Так что все мы теперь вправе ожидать шедевров.
Сегодня самый длинный путь. За один день мы должны пройти расстояние двух дней пути сюда. Капитаны выбрали прямое направление на Хобой, не делая крюк до Святого носа. Байкал знакомит нас с ветром, аккуратненько подталкивая в спину. Перчатки уже не снимешь, а без шапки и пописать из машины не выскочишь.
 - Внимание всем экипажам! Перед нами мираж! Слева – это Ольхон, а справа мираж Ольхона, только перевернутого наоборот!



Автор: svmakar



  Правый «Ольхон» так четко виден, что закрадываются сомненения. Может, это не мираж, а сам Ольхон?.. Но между левым и правым Ольхоном не видно земли, а островов там больше нет! Вся команда высыпала из машин, не веря своим глазам. Движемся дальше пристально вглядываясь вперед. И тут между Ольхонами начинает вырастать земля, «правый Ольхон» чуть приподнимается в воздухе, бледнеет и постепенно исчезает. На его месте вырастает клык Хобоя. 



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



В целях безопасности отказываемся от намеченного пути обхода Ольхона Большим морем и обходим Хобой справа. Значит, пойдем домой Малым морем. У Хобоя встретили большую группу дайверов. Немного завидую им – там подо льдом должно быть просто невероятно красиво. Утверждаюсь в мысли, что в «Лед Байкала 2013» надо обязательно запланировать целый день на дайв! И еще и баню на льду поставить! 
  Делаем большую остановку у Трех Братьев! Наконец-то сбылась трехлетняя мечта - полазить здесь по гротам. Настоящее фотораздолье. Остановиться невозможно, но иногда хочется все таки отложить фотоаппарат и полежать за ледяным занавесом… хотя бы чуть-чуть, полчасика… ну еще чуть-чуть, а?



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Надо же, весь обед профотал…
  Когда мы двигаемся вдоль берегов Ольхона, возникает  ощущение опасности. Повсюду блестят мокрые змейки свежих трещинок. Под ногами гололядка. Лед ровный, гладкий и прозрачный. Невольно вглядываешься вниз, пытаясь угадать его толщину. Скорость не больше 20 км/ч. Крадемся… строго друг за другом. Резко уходим к берегу и справа по борту видим огромную пропарину, в которой плещется открытая вода, полностью сливаясь по цвету со льдом и узнаваемая только по отблескам ряби. Если бы не капитаны… Неужели выходим на сушу? Но нет, капитаны, обходят у самой скалы трещину, которая убегает в бесконечную даль к противоположному берегу. Машины по одной буквально продираются по проходу между вздыбившимися льдами. Проход у края скалы, где лед всегда менее прочен. Всем телом ждешь… и готов… Но капитаны спокойны и следят за каждой машиной. Прошли. Вот уже и финиш виден. 



Автор: svmakar



 Метров 200 осталось. Но что это? Капитаны активно жестикулируют, чтобы мы не приближались к очередной трещине. Колонна остановилась, и капитанский квадр курсирует вдоль трещины, пытаясь найти удобный и безопасный проход. Саша Андреев показывает, что надо отъехать подальше и, набрав скорость, прыгать через трещину. Первым прыгает «Сибмаш». За ним остальные. Я лежу с фотиком практически рядом с трещиной и вижу, как сочится вода. Но все хорошо… прошли. 




Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar



Автор: svmakar


 Завтра наш маршрут уже не по льду, а по Тажеранской степи. Спасибо, Байкал, что пропустил нас, что не стал наказывать!.. Хотя было за что… Прости нас, Батюшка!
 

 День восьмой. Заключительный

 

Нет больше слов. Прощай, Байкал!..

 

(с) Сергей Макаров, Москва

+7 908 653-31-39, 8 3952 550-464, 533-888, 533-500 - отдел продажи туров на Байкал
info@baikalvisa.ru
 
 
ВНИМАНИЕ! Вся информация, опубликованная на сайте www.baikalvisa.ru, не является публичной офертой. Детали по каждому конкретному туру или услуге уточняйте у менеджеров.
© ООО «БайкалПрофиТур». Все права на материалы, размещенные на сайте www.baikalvisa.ru, принадлежат ООО «БайкалПрофиТур». Любое использование этих материалов без получения письменного согласования компании запрещено.