en   de   中文
+7 (3952) 550-464
обратный звонок
Заявка на тур
Сейчас на Байкале
БайкалПрофиТур
присоединись к нам в соцсетях и получи актуальную информацию!
БайкалПрофиТур / О компании / Ежегодные проекты компании «БайкалПрофиТур» / Отчет о круизе "Бархатный Байкал", 2013 год

Прощание с летом
 

Автор текста и фото - Александр Леснянский
 




   Чем хорош российский туризм, … тем же самым он и плох. Хорош и плох он своей непредсказуемостью и соответственно гарантированными приключениями – большими и маленькими, как приятными, так и не очень. Нарушиться планы могут в любой момент по сотне причин. Солнце, и то над нашей страной не надежное. Россия – это, ведь, не Африка. Там, в Африке, как я понимаю, тоже вечный бардак, но уж если по прогнозу обещана жара, то она и будет. А у нас тебе летом пообещают штиль, а случится шторм, самолет прилетит вчера, а багаж завтра, посулят гладкую дорогу, а ее нет…. Российская действительность тебя непременно чем-нибудь, да удивит. Ну, зато, у нас никогда и не заскучаешь.
    Вот и в нашем фототуре то да сё стало приключаться уже в самом начале, еще до старта.
    Об удивительном пьянице (попутчике в поезде) я уже рассказывал. А в тот же день (30 августа) в Иркутске нас удивил уже совершенно трезвый человек.

    Но прежде надо сказать, двое из наших туристов пожелали во время путешествия понырять с аквалангом в Байкале и попросили заранее раздобыть для них в аренду четыре баллона и грузовые пояса для погружений.
    С арендой баллонов договорились легко в одном из иркутских дайверских клубов. Но, когда пришло время их забирать, те, кто обещал, так же легко от своих обещаний отказались: «Нет, не можем дать, у нас завтра в субботу свое мероприятие…». А люди из Москвы уже собрали и с надеждой понырять везут огромные чемоданы с дайверским снаряжением, и подводить их было бы совсем несолидно.
И мы бросились на новые поиски. …
    Что, длинно я рассказываю? А на самом деле было намного дольше.
    … Искали баллоны через всех своих иркутских знакомых с обеда и до вечера. В итоге нашли в той же самой конторе, только у другого менеджера. «Какие проблемы!? Приезжайте завтра, берите». Ну не удивительно ли?

 

31 августа – начало нашего 8-дневного мероприятия.


    В первый же день крупная российская авиакомпания чуть было не сорвала наш поход, а мы, зато,  едва не разорили крупную российскую авиакомпанию.

    С четырех утра я и Вова начали встречать участников путешествия. Всего нужно было собрать 9 туристов, прилетающих разными авиарейсами. Вначале все было хорошо, первый наш участник прибыл вовремя, в пять утра. По расписанию прилетели и второй и третий самолеты. Но рано мы радовались: одной туристке не повезло, ее багаж потерялся. Вот тут и наступило недоброе российское утро.
    Кабинет с представителя авиакомпании «UT-Аir», разумеется был закрыт. У дверей нервничали еще три неудачника – две женщины и один худой зануда на пенсии, в очках и темном плаще. Дама, та, что помоложе накаляла эфир сотовой связи: «Мы долго ещё будем вас ждать!? Вы говорили, что придете через десять минут!». Пенсионер поддакивал и справедливо утверждал, что при Сталине багаж с авиарейсов не пропадал.
   Я боялся, что в лице представителя появится молодая девушка, не умеющая решать сложные задачи. Но вместо нее пришел молодой человек… даже двое, не способных решать вообще никакие вопросы.
    Вначале быстренько отделались от раздраженных женщин. Пообещали, что «сделают все возможное, но чуть позже – после обеда, когда проснется начальство в Москве».
    Потом представители «UT-Аir» хотели помочь пенсионеру по той же формуле: "Идите, идите, не мешайте", но вначале всем пришлось, не перебивая, выслушать длинный монолог засушенного коммуниста.
    «Подождите, молодые люди, – с важным видом начал он. – Я хочу сказать вам следующее: подобная вопиющая халатность сотрудников аэропорта, с которой мы столкнулись, компрометирует и позорит авиакомпанию, представителями которой вы являетесь. Совершенно необходимо, чтобы о беспрецедентном факте утери багажа узнало высшее руководство компании, и были приняты соответствующие меры…». Далее тем же наставническим тоном зануда рассказал, как технически правильно четвертовать грузчиков во Внуково и какого калибра пулями лучше и надежнее расстрелять начальника багажного сектора, чтобы во всем мире раз и навсегда перестали пропадать сумки и чемоданы. А о положительных результатах репрессий молодым людям следует составить письменный отчет и доставить его потерпевшим пассажирам вместе с возвращенными чемоданами «в сжатые сроки, желательно сегодня до обеда».
Наконец, оставив свои координаты, пенсионер гордо удалился, и подошла наша очередь за справедливостью.
    По правилам авиаперевозок компания обязана доставить утерянный багаж за свой счет в то место, куда укажет пассажир. С этим представитель не спорил. Но когда узнал, что чемодан нужно везти на остров Ольхон, сразу стушевался:
    – Но это же далеко … и дорого, наверное? Сколько будет стоить?
    – Не знаю. На такси минимум, 10 тысяч рублей, а как вы повезете…. Может, сами поедете.
    – Но мы предлагаем такой вариант. Наш водитель, который знает куда ехать, заберет завтра чемодан и увезет нам на корабль за 7 тысяч, с ним уже договорились предварительно
    – Не-ет! Это очень дорого! Мы можем, например, оплатить бензин
    – Что, значит, дорого? Вы знаете, сколько стоит тур по Байкалу и авиабилет до Иркутска из Перми через Москву? Причем вы задерживаете не одного, а целую группу людей и зафрахтованный теплоход.
    – Все понятно… Но мы не можем… Это не в моих полномочиях распоряжаться такими суммами. У нас есть начальство здесь и в Москве…. Он не пойдут на такие расходы
    – Да…, сумасшедшие расходы для вашей компании.
    – Мы считаем деньги
    – А вы тогда заодно наши посчитайте! Нет, вы можете поискать машину за пять рублей, за один рубль…. Сами, в конце концов, сядьте за руль. Какое нам дело, как вы будете выкручиваться. Доставьте нам чемодан…
    – У меня нет машины и времени, а есть начальство. Давайте подождем до обеда…
    – До какого еще обеда! Мы через час уезжаем на неделю, а у девушки все вещи в чемодане. Вы, что хотите вертолет потом оплачивать? Короче, давайте все сначала. По правилам авиаперевозок вы должны доставить утерянный багаж? – Должны. Вот и доставляйте. Мы хотели дать вам готовое решение, помочь вам решить проблему. Это, ведь, и ваша проблема тоже…

    Долго я пересказываю? Так это всего лишь «превью»! На самом деле мы минут тридцать переливали «из пустого в порожнее».

    А тем временем возникло новое осложнение. Последний рейс с нашими дайверами из Москвы, задержался на два часа, и мы уже не успевали забрать в дайв-клубе баллоны, потому что нас там ждали не позднее 10:30 …
   Но мы успели.

    Часам к пяти вечера мы добрались до МРС, погрузились на «Татьяну» прошли до ольхонской бухты Шэбеты и успели даже немного поснимать на берегу.

1.


    Вернулись на борт, к ужину. Вытащили на стол бутылки с водкой.
    «Не представляю, как вы сможете все это выпить», – недоверчиво сказал самый старший из нас – Юрий Федорович.
Двухметровый Виктор – самый способный из нас – положил огромные кулаки на край стола, выдержал небольшую паузу и произнес: «Покажем». Прозвучало это очень убедительно.

 

31 августа  с раннего утра все фотографы разбрелись по холмистому берегу бухты встречать рассвет.

 

2. Вышли на берег в предрассветных сумерках. Бухта Шэбеты



3. А, вот и первые лучи


4.


5.


6.


7.


8.


9. Через час солнцем залило всю степь. Фотографировать дальше стало бесполезно



    Возвращаемся (не дружно и не строем) на теплоход, где нас ждет завтрак.


    После завтрака теплоход взял курс на остров Огой. Примечателен Огой, главным образом,  большой буддийской ступой, построенной в 2005 г. С тех пор с каждым годом небольшой остров все более и более популярен у туристов.

10.


11.


12. По всему склоны паломниками и туристами сложено много пирамидок из камней.



    Остров становится все больше «разукрашенным». В этот раз я обратил внимание, что несколько новых деревьев густо обвешали цветными ленточками. Возле ступы появилась юрта и какая-то будка. Если так пойдет и дальше… но лучше бы так дальше не пошло! Зато, сдается, и каменных пирамидок с каждым разом прибавляются. Вот, против этого я ничего не имею.


13.


14.


14a. Травка


15.



Другие мои фотографии с острова Огой здесь и здесь

    От Огоя «Татьяна» перешла на остров Баракчин (его также называют Ольтрек).

16. «Татьяна» у берега о. Баракчин


    Это очень красивый остров в Малом море, половина которого белая, а половина – черная. На белой стороне, сложенной мраморами, живут гнездятся чайки. Правда, сейчас они куда-то исчезли.

17. Белая половина острова


18. Если на море волна, корабль не может стоять у берега. «Татьяна» отошла от Баракчина пока мы ходим по острову.


19.



20.


     Между прочим, наряду с чайками на Байкале развелось очень много бакланов. До войны эти черные птицы размером с утку и ли лебедя тоже водились на озере в изобилии. Но в войну яйца бакланов и нелетающих птенцов стали собирать местные жители. А взрослых птиц – отстреливать, солить бочками и оправлять на фронт. Хоть и пахнет рыбой, но все же еда для бойцов. Последние бакланы исчезли на Байкале в 1960 е-годы.
    В народе говорят, что несколько лет назад 14 особей привезли из Китая для воспроизводства. Правда, это не совпадает с утверждениями орнитологов, которые говорят, что бакланы вынуждены были искать новые места обитания после нескольких лет засухи на озерах Монголии и сами вернулись на Байкал.
Как бы там ни было, но бакланы стремительно расплодились, а рыбаки схватились за голову. Черные птицы стали реальными конкурентами людям, промышляющим омуля. Чайка не может достать рыбу с глубины, побирается всякой мелочью, падалью и другими «подачками» озера. А баклан, как торпеда может нырять на большую глубину (до 4-х метров) и способен добыть любую байкальскую рыбу – и омуля, и хариуса, и окуня. В 2006 году бакланов на озере было несколько десятков, а сейчас – тысячи. Взрослая птица съедает в день до 1 кг рыбы. Поэтому рыбаки бакланов ненавидят и жалуются, что рыбы стало мало. Они предполагают, что колония из 20 тысяч бакланов в день может съедать до 20 тонн рыбы. Но, по мнению ученых, популяция бакланов на Байкале еще далеко не достигла численности, которая была 100 лет назад. Уже сейчас баклан теснит с гнездовий серебристую чайку, теперь ее популяция стала сокращаться.
    Из Красной книги баклана перенесли в «редкие виды». Никто не позволит его истреблять, но все чаще слышны мнения о том, что нужно что-то делать с этим «морским вороном»

21.


22.


23.


    А в черной части острова раньше хоронили шаманов. Могилы можно легко узнать по кучам камней, собранных в вытянутый овал. Это символические «лодки», на которых шаман отравляется в «вечное плавание».

24. Черная половина острова


Другие мои фотографии с острова Баракчин здесь
и здесь

    Погода портится, Байкал заволновался. Теплоход вернулся и сова пришвартовался в маленькой бухточке Ольтрека.  Нужно спешно подняться на борт, иначе рискуем потрепать днище судна о камни.

25.



    Следующая остановка – остров Ольхон возле пос. Хужир.
    Прошли сюда во второй половине дня, швартуемся на Сарайском песчаном пляже.
   И сюда же на корабль из аэропорта благополучно привезли потерянный чемодан нашей туристки Лены из Перми.

    Отправились на берег. Прогулка по пыльной деревне лично у меня вызвала уныние, но переносить это свое настроение читателю я не хочу.
 Впрочем, не всем было скучно в Хужире.

26. Друзья-богатыри дайверы Володя и Валера



    Но, вот уже солнце стало клонится к горизонту, и фотографы заняли места на съёмочных площадках возле самого знаменитого места на Ольхоне (да и, пожалуй, на всем Байкале) мыса Бурхан.

27.


28.



29. Эти стилизованные коновязи установлены для того, чтобы на обзорную площадку не заезжали автомобили. Прошлой весной столбов было меньше, и их отпилили, вытащили и сбросили с обрыва - мешали, видимо, каким-то «крутым пацанам» проехать поближе. Теперь стоит новенький заслон. И камни для надежности приволокли.



    На площадке мы простояли до захода солнца, надеясь на красивый закат. Но его так и не случилось.

30.


31. Скала Шаманка


На другом склоне мыса Бурхан, с которого все фотографируют скалу Шаманку, мне приглянулась скала, похожая на женскую фигуру.

32.


Я назвал ее «Ассолью», но возможно, не я первый разглядел в скале женский образ. Кто-то раньше лазил на каменную бабу… - подробно здесь.

33.


34.


35.



    На ночевку снова вернулись в залив Шэбеты, который полностью закрыт от ветров и судно здесь тут может отстоятся в любую непогоду. А с планами на завтра с вечера так не смогли определиться. Ясно только, что к Ушканьим островам мы пойти не сможем из-за сильной волны и ветра, который ожидается завтра. Поэтому остается запасной вариант – экскурсионная поездка на машине через весь Ольхон до мыса Хобой на северной оконечности острова.



 

2 сентября 2013

 

Утром было совсем пасмурно, но уже часам к одиннадцати ветер порвал на полосы облачное одеяло, и в разрывах стали видны куски красивого бирюзового неба.
   В 15 часов УАЗ-«буханка» пришел за нами в Шэбеты, откуда мы и поехали к Хобою.

   По дороге сделали остановку в местечке Песчанка.
1.



    Раньше здесь стоял рыбзавод. Еще лет двадцать назад он, уже был заброшен,  посреди песчаной пустыни чернели потемневшие от времени  деревянные постройки, живописные  заборы из сучковатых рельефных досок. А за заборами стояли огромные омулевые бочки почти в рост человека. Теперь уже ничего этого нет. Зато появился платный туалет за 10 рублей («для недовольных – 150 руб.») и сувенирная лавка.
    От старого причала в Песчанке остались кожа, да кости пеньки, да камни.

2.


   Снимать особо нечего. Боязливые чайки, зашуганные фотографами, шарахаются от людей за двести метров. Остается снимать волны. Они, выдрессированные ветром, набегают на песок и тут же откатываются назад для нового дубля. Можно сделать хоть тысячу кадров – ни одного похожего, притом все одинаковые.

3.


4.


5.



    Где-то около Песчанки на дороге стоит будка, в ней собирают деньги с туристов за посещение чего-то, что раньше было тут точно таким же (даже лучше), но бесплатным. 60 руб. с человека. Куда расходуются изъятые у туристов средства, догадаться нетрудно – на зарплату охранников и больше ни на что. Ни одного рубля явно не потрачено на улучшение дороги по Ольхону. Как была она испытанием для техники, так и осталась. Ну, может быть, потратили рублей несколько на убогие штендеры с информацией у главных достопримечательностей – «Три Брата», «Мыс Хобой». Но до них трястись еще далеко. Свозить бы до Хобоя позавчерашнего засушенного пенсионера с пропавшим чемоданом. Послушать бы его конструктивные советы, кого тут следует снять с работы и посадить на кол, чтобы дороги стали гладкими, а все мы бы жили долго и счастливо. Как при Сталине.


6. Когда-то на здесь были скотские постройки. Но, видимо, лошадям и без них хорошо. Остались только почерневшие столбики


7.


8.




«Три Брата» – это группа скал. Шикарное, место, очень красивое в любую погоду, но лучше – в солнечную. Поэтому мы походили пооблизывались….

9.


10. Обратите внимание, какие огромные эти скалы. Внизу две человеческие фигурки


11.


12.


13.


14.


15.


16.


… да, и поехали дальше к Хобою и на восточный берег острова. Тут тоже прекрасный вид на высокие обрывистые берега, выступающие в акваторию скальные мысы и морские дали.

16.


17.


И посматривали, не затянется ли вдруг до момента заката полоса чистого неба над горизонтом, в которую вот-вот должно светануть солнце и подарить нам пару-тройку добротных снимком.
    Вернулись к «Трем Братьям» караулить этот момент.
Ну,  конечно, выпили предварительно - для вдохновения

18. "Прощай, байкальское лето... Давай, с тобой на посошок!..."


19.


20.


А потом началось…,

21.


22.


23.


…но очень быстро закончилось

24.


25.



    На теплоход вернулись уже по темну, около десяти вечера.



 

3 сентября 2013

В 8 утра экспедиция на «Татьяне» направилась к Ушканам (Ушканьим островам). С опаской выдвинулись сунулись теплоходом из залива Малое море и пошли на север вдоль ольхонского берега.
   Качает, но не так уж сильно, может и не стошнит, однако специальные таблеточки достали и положили поближе.
 

1. Ольхонские берега



    Позвонил Стас Ленник:
   – Ну, как дела?... Как разместились?
Я объяснил, что все хорошо, в принципе, но некоторым на теплоходе немного тесновато
   – Как это! Там же полно места
   – Ну, у нас очень большая компания – не по количеству, а по общему объему. Помнишь двухметрового Виктора с «Ухльда 2012»? Так вот Витя опять с нами, а кроме него еще два точно таких же богатыря, и еще два чуть поменьше. Поэтому я живу в кают-компании
   – А-а, ясно… Ну, тоже плюс: зато выпивка всегда под рукой!
За что люблю Стаса, – он во всем найдет плюсы!
   – Стас, а что с прогнозом?
   – Нну-у, в Иркутске уже погода хорошая. То есть, наверное, скоро и у вас утихнет. Так что, возможно, на обратном пути вам даже блевать не придется.
Вот, за что люблю Стаса, – он всегда такой оптимист!

   Идем Малым морем. Все хорошо, качка детская.

2. Тем не менее, штормит, однако,



     Из рубки в кают-компанию зашел попить кофе старпом Иван Иваныч. Естественно, вопросов ему было не избежать
    – Иван Иваныч, вот как считается, эта волна сейчас большая?
    – Сейчас нет волны, эта – не считается
    – А больше она может стать
    – Конечно будет. Но вы не беспокойтесь, доедем, как положено. Мы же куда попало, на дурака не полезем. Даже если внезапно в шторм влетим, все равно не бойтесь. Все тут будет по воздуху летать, но вас мы довезем по любому. Не обещаю в каком состоянии, но довезем.

3. Проходим оконечность о. Ольхон – мыс Хобой



    11:30. Остался позади мыс Хобой, и мы вышли в открытое Большое море, тут ветру есть где разгуляться. Но ничего не произошло. Волны, наоборот, постепенно улеглись, утихли. Стало спокойнее.

4. Байкал притих



    14:00. Идем ровно, Ушканьи острова уже хорошо различимы вдали. До них ходу остается часа два.

    В кают-компанию заходит выпить кофе капитан «Татьяны» Константин.
Туристы, пережидавшие качку в каютах, тоже поднимаются наверх, интересуются у капитана:
   – Ну, что, куда идем
   - Куда хотели – на Ушканы
   - То есть, трехметровой волны уже не будет?
   - Сегодня не будет
   - Отлично! А что у нас с обедом? Где наш кок?
   - Его сегодня тоже не будет.
Судового повара Сашу сильно укачало и он страдал где-то вдалеке от камбуза. Но обед, тем не менее, он героически все таки сварил.


5. Подошли к Ушканьим островам



    16:30. Байкал полностью успокоился. На озере практически штиль. Нам, можно сказать, здорово повезло. Мы причаливаем к острову Тонкому, где находится
основное лежбище нерпы. Остров является заповедной зоной и на нем в течение  всего летнего сезона дежурят егеря. Только с их разрешения и за плату 2 тыс. рублей с человека можно высадится на остров, пройти по тропе к смотровой площадке и понаблюдать за байкальскими тюленями с расстояния примерно 150 метров.
    Егерей на острове нет, но к «Татьяне» пристает моторная лодка с главным инспектором – Юрием Будеевым – «адмиралом Ушканов». Юрий Антонович – личность известная, даже легендарная. Вдвоем с женой он живет на метеостанции Большого Ушканьего больше двух десятков лет.

6. Юрий Будеев


«Нерпы на Тонком нет», – поясняет Будеев. – Она сейчас рядом, на соседнем острове. Становитесь на рейд, только за мыс не высовывайтесь, не спугните…. А я туристов по нескольку человек моторкой на берег свожу».

7. Высаживаемся на остров. Здесь скалы, густой лес, заросли бадана


8. Бадан


9. Вода изумительно прозрачная


10. «Татьяна» стоит неподалеку на рейде


    Стараясь не шуметь, пригнувшись, мы пробираемся по тропе через лес к крутому берегу, под которым плавают и греются на камнях штук тридцать черных лоснящихся животных.

11.


«Они больше запаха боятся, чем звуков, – поясняет Юрий Антонович, – но и шуметь не надо».
Большой толпой трудно не шуметь. Но все же увидеть нерпу и сфотографировать животных нам удается.

12. Фотоохота


13.


14.


15.



    Волна на море совсем улеглась. Теплоход идет на стоянку в бухту Пещерка на Большом острове.

16.


17.


До заката успели немного пофотографировать.

18.


19.


20.


 

4 сентября

Ушканьи острова – желанное место для туристов. В основном сюда стремятся, чтобы посмотреть байкальскую нерпу. Но не всегда байкальского тюленя можно застать на лежбище. Лично я увидел нерпу далеко не с первого своего посещения Байкала. Да, и до самих Ушканов удается дойти не всякий раз. Весной, в начале июня может не пустить ледяное поле, летом и осенью – шторма. Так, что нам, на самом деле, повезло, и с погодой, и с нерпой.

    Но одних лишь фотографий с нерпой, разумеется, мало. Хочется снять еще и какие-то красивые виды. Поэтому с раннего утра, за полчаса или даже за час до восхода фотографы уже бродят по берегу, в ожидании момента, когда небо окрасится.

21.


    Рассвет был неплохой, но короткий. В 7 часов солнце яркой вспышкой вырвалось над линией горизонта.

22.


23.



    Вообще говоря, фотографировать Ушканы, как, впрочем и весь Байкал, не так уж легко. Глазами видишь: да, все красиво –прозрачнейшая вода, чистейший пляж из розоватой и беломраморной гальки, небольшие скалы на берегу … (кстати, породы, обнажающиеся на Ушканах, –древнейшие на Земле, их возраст около 4 млрд. лет) … Но особо выразительных объектов – таких, чтобы красота била прямо «в лоб» – здесь не сыскать.

24.


25.


26.



     Ну, вот стоит здесь, в заливе Пещерка скала Слон ( я в этот раз к ней не ходил).  Скала действительно похожа на слона, опустившего хобот с озеро. Известный фотообъект, но, на мой взгляд, банальный, изображенный чуть ли не во каждом печатном издании о Байкале. Короче. Нет тут живописных скалистых гор, водопадов, каньонов, чего-то такого конкретного, какой-то определенной точки, с которой гарантированно можно «снять шедевр».
    «Шедевр» скорее всего нужно ловить на берегу и уповать в основном не на фактуру ландшафта, а на хороший природный свет. Свет на Байкале бывает совершенно потрясающий, но… это как повезет…

27.


28.


29.


30.



    Тем временем, дайверы совершили погружение у скал, после чего Вова таки снял свой шедевр. … Ссылки, вот только на него еще нет, простите. Вова, давай уже, публикуй водолаза!

    … и мы отправились в обратный путь к Ольхону. Ушли из Пещерки около 10 утра, обогнули Большой остров, остановились напротив метеостанции. С берега на моторке пришел Юрий Будеев, угостил целым тазиком только что выловленного крупного жирного омуля. Это подарок – лучше не придумаешь. Вся наша компания просто влюблена байкальскую рыбу с первого дня, а Валера просто ничего другого, кроме омуля практически не ест. Большой Вова, если интересуется, чем занят его друг Валера, то спрашивает: «А где этот маньяк?». А Валеру найти легко: если он не под водой с аквалангом и не в каюте, то значит он за столом завис над кастрюлей с малосольным омулем.

     Днем в обед мы ели уху из омуля!

 

Весь день идем от Ушканов на юг, в залив Хулы на южной оконечности Ольхона. Море почти шелковое. Переход занимает больше восьми часов. Вот они, байкальские просторы и расстояния. А фотографировать, вроде бы как и нечего. Поэтому, вроде бы как, ничего и не фотографируем.

    Но можно ловить кайф и без этого. Вон, как Витя. Тот вообще весь день не уходит с палубы. В любую погоду наслаждается воздухом, ветром, байкальским простором.

     Ольхон обходим вдоль восточного берега по Большому морю. Здесь озеро имеет самые большие глубины – до 1650 м.

31. Восточный берег острова Ольхон. Вечер. Это примерно середина острова. А нам нужно дойти намного южнее – в залив Хулы.




     В Хулы заходим уже почти по темноте, так что спускаться на берег смысла нет. Зато есть смысл остаться на палубе, куда уже несут что-то вкусное с камбуза. … А вы еще спрашиваете, не много ли алкоголя мы с собой взяли. Спросите лучше: «Не мало ли…?».

 

5 сентября

31. Утро в заливе Хулы


    Залив Хулы находится напротив поселка МРС, где есть магазин.

    С берега на корабль народ возвращается с большими пакетами.

32. Пролив Ольхонские Ворота


33.



    Довольно надолго мы задержались в МРС, поэтому вышли из пролива Ольхонские ворота лишь около полудня.

    Байкал спокоен, поэтому есть возможность пристать к скалистому берегу в урочище Саган-Заба. Это место знаменито наскальными рисунками, о которых я уже писал однажды более подробно .

34.


35. Владимир Трофимов


36.


37. Алексей


38.


39.


Повторяться не стану, отмечу лишь, что по сравнению с весенним периодом уровень Байкала заметно выше, и пройти по воде к петроглифам, не замочив все, что ниже пояса, не получилось.

40.



    Наш план был прийти в бухту Песчаную до захода солнца, но для этого нужно было стартовать раньше. Пришвартовались мы к причалу Песчаной уже около восьми вечера.

41. Бухта Песчаная


42.


43.


44.


45.

 




6 сентября 2013

 

Кульминацией путешествия я бы назвал поход вдоль берега Байкала из бухты Песчаной в бухту Сенную. Это одно из красивейших мест на Байкале.
В шесть утра мы уже шагали по тропе, чтобы успеть встретить рассвет на обзорной точке.
    Над горизонтом засветилась оранжево-красная полоса, потом выскочило солнце. Еще какое-то время скалы были освещены желтым цветом, и на этом, собственно, все закончилось.



2.



    Точек, откуда открываются виды на бирюзовые бухты и скалистые мысы, на тропе достаточно много. Но то, что красиво для глаз, не всегда просто скомпоновать в кадр. Или какие-то лишние стволы, ветви лезут, или, наоборот, много пустого места, или весь сюжет в кадр не помещается.

3.


4.


5.


6.


7. Мыс Малый Колокольный


Я в итоге пришел к выводу, что лучше всего здесь нужно делать панораму из нескольких снимков.

8. Панорама из нескольких кадров


9.


10.


11. Этот кедр фотографировали, наверное, не одно поколение туристов. Еще не так давно он олицетворял «борьбу за жизнь». Но теперь дерево окончательно засохло.



12. Подходим к бухте Сенной


    Около 10 часов утра с горной тропы мы спустились в бухту Сенную, оттуда на «Татьяне» вернулись в Песчаную.


    В Песчаной красота! Слева (если смотреть со стороны моря, с корабля) мыс Малая Колокольня, справа еще более высокая скала – Большая Колокольня. Но мы не спешим ни направо, ни налево. Мы пока останемся посередине, на корабле. Потому что самая красота вся здесь, и уже стоит на столе! Вы, наверное, думаете, что я опять про водку? Нет, ну водка, понятно, – это прекрасно… Но она меркнет перед настоящим байкальским деликатесом. Долбанина!


Строганина + расколотка = долбанина
    Омуля мы уже пробовали в разных видах, но не было еще расколотки и строганины. Вчера гид Рома рассказал, как готовится сей деликатес, пообещал заморозить несколько рыбин и порадовать назавтра всех присутствующих. Если кто не знает, то строганина – это нарезанная тонкими ломтиками сильно замороженная свежая рыба. Ломтик отрезают, тут же макают в смесь соли и перца и отправляют в рот, где он буквально тает. А расколотка – это когда берут замороженную рыбину, разбивают ее обухом топора или молотком, при этом шкура легко отделяется, а мясо разваливается на лакомные кусочки. Их так же окунают в соль с перцем, и такое перчено-соленое мороженное запивают водкой (не обязательно). Лучше всего расколотку делать из благородных сортов рыбы – хариуса, омуля, ленка, у которых мало костей. Валера, настроение у которого и без того всегда хорошее, обрадовался больше всех.
    Рыба, чтобы дойти до нужного состояния, морозилась уже сутки. За это время незнакомые слова «расколотка» и «строганина» подзабылись и перемешались.
    Приближалось время дегустации. Валера весь светился от предвкушения: «Там на камбузе Рома с коком сейчас эту готовят…, ну, как ее… долбанину


Большая Колокольня.
С ее склонов открываются виды на бухту. Для этого не обязательно подниматься на самый верх.

13. Вид со склона Большого Колокольного мыса на бухту Песчаную


14.



15. Гребень мыса Большого Колокольного ¬– сплошной гранит. Огромные каменные серые скальные глыбы, покрытые пятнами цветного лишайника.





У подножия Большой Колокольни расположена группа ходульных деревьев. Сосны, песок из под корней которых выдуло ветром.

16.


Малая Колокольня
    В соседней с Песчаной маленькой бухте с южной стороны Малого Колокольного мыса в скалах на границе воды есть небольшой грот-пещера, в которую можно заплыть на лодке.

17. Малая Колокольня (на втором плане) и одиночная скала в море напротив грота


18.


19.


20.



    Ближе к вечеру отправились за красивыми картинками на мыс Малая Колокольня


21. Тропа из песчаной на мыс Малый Колокольный


22. Скала Малая Колокольня


23. Бухта Песчаная. Вид с мыса Малый Колокольный



24.


25.


26.


27.



28. А, вот, уж и солнце село…



    Вообще-то мы планировали остаться в Песчаной еще на одну ночевку, и утром в этих же точках встретить рассвет. Но капитаны получили плохой прогноз: штормовое предупреждение. Сильный ветер должен начаться этой ночью, и тогда нам из Песчаной не выбраться. А завтра последний день похода. Поэтому мы возвращаемся на «Татьяну» и в ночь отправляемся на южные берега озера, к КБЖД.
Что такое КБЖД? – Это очень прикольно .


29. Последний свет в бухте Песчаной


30. Малая Колокольня



 

7 сентября 2013

Кругобайкалка (КБЖД)

    «Татьяна» убегала от шторма шесть часов. Долгий ночной переход из Бухты Песчаной к мысу Толстому на южной оконечности Байкала – это не просто романтично. Это в некотором роде приключение для новичков. Ни одной звезды в небе, стылый воздух с запахом надвигающейся бури, плеск, покачивание и постоянное ожидание, что сейчас начнет сбываться прогноз синоптиков и налетит штормовой ветер.
    Однако, мне кажется, никто не проникся духом тревожной романтики, все спали, и почти никто не знает, как команда еще минут сорок высвечивала фарой берег, отыскивая в черноте маленький деревяннй причал, натягивала швартовы, закрепляли судно. Только в четвертом часу ночи капитан заглушил двигатель и наступила тишина. Но ненадолго. Через полчаса штор, гнавшийся за нами по пятам, обрушился на «Татьяну». Порывами завыл ветер и по окнам кают-компании стал хлестать дождь. А на западе совершенно непроглядную черноту стари разрывать молнии. Только после этого я спокойно уснул. Но слышал, как под утро экипаж снова запустил двигатель, выравнивали судно, которое волнами накатило на берег, перетягивали канаты.
 

Утром, не слишком рано мы вышли на сушу, поднялись на железнодорожную насыпь и пошли по шпалам через тоннели вдоль байкальского берега.

1.


2.


3.


    Построенная в первые годы 20-го столетия и действующая до сих пор железная дорога, является историческим и архитектурным памятником, эталоном инженерной мысли и качества строительных работ. О КБЖД много написано, и я сам тоже писал , но, пожалуй, только недавно осознал, насколько действительно это уникальный объект. «Все познается в сравнении». Вот, я и сравнил этим летом КБЖД, построенную в начале века в сложнейших горно-геологических условиях и простоявшую больше 100 лет и Чинейскую железную дорогу – ответвление БАМа, – построенную десять лет назад, и не устоявшую даже одного года перед природной стихией.
    Одним словом, по тоннелям КБЖД можно гулять смело – не обвалится ничего. А с дороги открываются замечательные байкальские виды. Не зря маршрут по рельсам как на поезде, так и пешком популярен и у пьяниц, и у простых туристов.

    Утро было очень пасмурным и очень красивым. Мне очень нравится такая погода. Не то чтобы я не люблю солнце, или оно надоело, нет, просто в серый дождливый день, как это не странно, краски природы более выразительны.

4.

 

5.


6.


7.


8.



Погода тем временем, еще больше насупилась. … А мне еще больше нравится!
 

 

9.


10.


11.


12.



    Вернулись на корабль, и к обеду были уже в Листвянке.

13.



     А из Листвянки – в Иркутск, а дальше – у кого Москва, у кого Пермь, да Чита…. Но у всех впереди воспоминания о нашем фототуре, и, надеюсь, воспоминания приятные….
На этом прощаюсь сравнительно не надолго. Отправляемся на днях в очередное, уже теперь точно осеннее путешествие. Пока не признаюсь из суеверных побуждений, но скоро расскажу.
 

+7 901 665-71-35, 8 3952 550-464, 533-888, 533-500 - отдел продажи туров на Байкал
info@baikalvisa.ru
 
 
ВНИМАНИЕ! Вся информация, опубликованная на сайте www.baikalvisa.ru, не является публичной офертой. Детали по каждому конкретному туру или услуге уточняйте у менеджеров.
© ООО «БайкалПрофиТур». Все права на материалы, размещенные на сайте www.baikalvisa.ru, принадлежат ООО «БайкалПрофиТур». Любое использование этих материалов без получения письменного согласования компании запрещено.