en   de   中文
+7 (3952) 550-464
обратный звонок
Заявка на тур
Сейчас на Байкале
БайкалПрофиТур
присоединись к нам в соцсетях и получи актуальную информацию!
БайкалПрофиТур / О компании / Видео и фото отчеты компании «БайкалПрофиТур» / Экспедиция «За уходящим льдом 2010»

За уходящим льдом Байкала 2010 

 


В этом году экспедиция «За уходящим льдом Байкала-2010» стартовала из Листвянки в срок, 25 мая. Холодная весна давала почву для опасений, что мы вообще не сможем выйти из истока Ангары, снимки со спутника показывали неутешительную картину – от Малого Моря и Ольхона на север шли еще нетронутые таянием ледяные поля. В предыдущие годы наша «погоня за льдом» сопровождалась постоянными ветрами, штормовой погодой и качкой, а если бы к этому прибавились еще и непроходимые льды, то экспедицию можно было бы смело записывать в разряд экстремальных. И, все-таки, мы решили рискнуть.

 

Видео об экспедиции "За уходящим льдом Байкала-2010"

 

 

 

Добавлено: фото-презентация экспедицииnew

 

День 1.

Маршрут: Иркутск - Листвянка – Б. Песчаная.

Участники экспедиции встретились в Иркутске. Приятно было увидеть старых друзей, с которыми пройдено уже много сотен километров по Байкалу в предыдущие годы - многие участники предыдущих экспедиций возвращаются на Байкал снова и снова, чтобы участвовать в экспедициях «Байкальской визы». Под шутки и веселье незаметно пролетел час пути от Иркутска до Листвянки. И здесь, где с дороги открывается вид на исток Ангары и Южную часть Байкала, мы уже увидели первые льдины. У причала нас уже ждали теплоходы «Татьяна», «Сибиряк» и «Добрый», свежевыкрашенные и наряженные воздушными шарами. Старт экспедиции – всегда торжественный момент! Через час пути, напротив Больших Котов, теплоход «Добрый» преподнес нам первый сюрприз – поломка в двигателе. Пришлось объявлять предыдущий старт генеральной репетицией, и буксировать «Добрый» обратно в Листвянку, чтобы провести срочный ремонт. И после (всего!) четырех часов ожидания, мы, наконец, отправились в путь.

Прибыли в Песчанку уже к ночи. В этот вечер все участники праздновали начало экспедиции: песни под гитару, теплая компания и ужин с водочкой.

 

День 2.

Маршрут: Б. Песчаная – Б. Бабушка – Малое Море. Утром, после того как наши фотохудожники отсняли Песчанку во всей ее красе, мы отправились на небольшую экскурсию в соседнюю бухту Бабушка, где нас должны были подобрать по пути теплоходы. Бабушка - одно из красивейших мест на Байкале, кристально-чистая бирюзовая вода, широкий песчаный пляж, обрамленный соснами и цветущим багульником, живописные скалы Дед и Большая Колокольня – все это нужно увидеть хотя бы раз в жизни! Когда смотришь на эту воду, невозможно устоять и не искупаться. Поэтому первое купание в Байкале состоялось именно здесь.

К обеду мы уже были на теплоходах, на переходе от Бабушки до Малого Моря. Второй день экспедиции обычно проходит и спокойно, все отдыхают от перелетов и потихоньку акклиматизируются. После обеда поднялась небольшая волна, которая не позволила причалить к знаменитой скале Саган-Заба, где находятся известные петроглифы времен Неолита.

К вечеру наша флотилия зашла в пролив Ольхонские Ворота, где мы получили известие о том, что у Станислава Леника – бессменного руководителя экспедиции – родился сын. Конечно, Стас принял решение возвращаться в Иркутск, а руководство экспедицией передал мне. После небольшой стоянке в поселке МРС наши теплоходы перешли в залив Хул на острове Ольхон, где нам встретились первые льды. Не смотря на то, что весь залив был плотно забит игольчатым льдом, на закате нам удалось прорваться к небольшому кусочку берега, где состоялся первый общий костер. В этой экспедиции у нас было беспрецедентное количество гитар и гитаристов, и песни не смолкали, порой, до самого утра.

 

День 3.

Маршрут: о. Ольхон – Большое Море - ночевка во льдах. На рассвете наша флотилия вышла из Ольхонских Ворот. Накануне было принято решение идти на север Большим Морем, вдоль восточного берега острова Ольхон. И вот, на подходах к мысу Хобой – северной оконечности Ольхона, мы встретили первые ледовые поля. Сначала льды были обманчиво податливы и легко рассыпались, когда теплоход проходил сквозь них, но уже через некоторое время движение флотилии начало затрудняться более серьезными льдинами. Капитанам приходилось уже не идти напролом, а искать свободные ото льда пространства, чтобы не нагружать машину и не повредить теплоходы. Через каждые несколько часов кораблям приходилось останавливаться, чтобы дать отдых двигателям. В этот день экспедиции удалось преодолеть всего половину запланированного пути. И мы с капитанами приняли решение заночевать, дрейфуя во льдах между мысом Хобой и мысом Рытый. Эта часть Байкала знаменита своими штормами и непредсказуемой погодой, и если бы не льды, которые не позволяют подняться сильной волне, то на такую ночевку не пошел бы не один байкальский капитан.

Впервые экспедиция столкнулась с такой ситуацией, когда лед помешал дальнейшему передвижению. Обычно льды в это время встречаются только в северной части Байкала, за Ушканьими островами, и экспедиция всегда задевала только самую кромку тающих льдин, что не представляло абсолютно никакой опасности для теплоходов. В этом году Байкал преподнес нам невероятный подарок – цель экспедиции, тающие льды, была достигнута уже на третий день, а такой отличной погоды в это время года не помнят даже старожилы. Для Байкальской весны характерны порывистые штормовые ветра, дожди, снег, но никак не полнейший штиль, длиной в неделю!

 

День 4.

Маршрут: м. Рытый – Ушканьи острова. Ранним утром наша экспедиция выдвинулась к мысу Рытый. Отдохнувшие капитаны уже легко находили путь сквозь ледовые поля, хотя теплоходу «Татьяна» приходилось периодически пробивать дорогу «Доброму» и «Сибиряку» сквозь матерые льды. Мыс Рытый нас встретил идеальным штилем, на воде между льдинами не показалось даже небольшой ряби, а яркое Байкальское солнце светило по-весеннему жарко. Несколько часов, проведенных на Рытом, показались нам отдыхом на морском пляже. Девушки с теплохода «Добрый» устроили солярий на верхней палубе, а бравые мужчины с теплоходов «Сибиряк» и «Татьяна» организовали массовое купание во льдах.

Дорога к Ушканьим островам заняла большую часть дня. Продвижение наших кораблей осложнялось тем, что нужно было постоянно искать дорогу между матерыми льдинами, а порой и пробивать дорогу среди льдов. Вокруг на льдинах грелись нерпы, у которых в весеннее время начинается период линьки, и они могут подпустить к себе достаточно близко. Операторы и фотохудожники провели весь день на палубе, снимая нерпу и наблюдая, как экспедиция приближается к Ушканам.

К вечеру мы подошли к Большому Ушканьему, где уже 20 лет живет «байкальский робинзон» - Юрий Будеев, егерь, который встречает все наши экспедиции «За уходящим льдом» и «Лед Байкала». Он, конечно же, был весьма удивлен, как мы добрались до Ушканьих островов, поскольку четыре дня назад, по его словам, он без проблем приехал из Чивыркуйского залива на снегоходе. Юрий постоянно держит связь с другими кордонами заповедников и национальных парков Байкала, и информация оттуда приходит неутешительная – за Ушканами Байкал полностью закрыт льдом, передвигаться по которому можно на снегоходах или пешком, но никак не на теплоходах.

В этот вечер экспедиция заночевала на Большом Ушканьем, в бухте Пещерка. Снова костер, песни до утра, и даже небольшое представление от каждого теплохода. Здесь Денис из Красноярска представил нам свою новую песню, посвященную экспедиции «За уходящим льдом Байкала 2010», а дружная компания с теплохода «Татьяна» изобразила стихотворную сценку-дневник экспедиции.


День 5.

Маршрут: о. Тонкий Ушканий - Кромка льда у входа в Чивыркуйский залив – мыс Шартла. Утром мы отошли от Большого Ушканьего и причалили к острову Тонкому, который славится своими лежбищами байкальской нерпы. Надежды увидеть нерпу на острове в этом году практически не было, потому что на берег она выходит очень неохотно, особенно во время таяния льдов, когда можно свободно выбраться на плавучие льдины, где никто не побеспокоит, и откуда можно быстро нырнуть и спрятаться в воде. Ожидания оправдались – мы обошли весь остров, но ни одной нерпы на берегу так и не увидели. Никто, в целом, не огорчился, так как все путешествие мы постоянно наблюдали нерпу на льдинах, пусть не так близко как хотелось бы – все-таки нерпа очень чуткое животное, и при приближении корабля быстро прячется в воду, но все же стабильно.

Следующей целью экспедиции была попытка пройти в Чивыркуйский залив. Именно здесь, за Ушканьими островами, напротив мыса Орловский мы встретили настоящий, матерый лед, который уже не под силу преодолеть теплоходу. Этот момент стал ключевым для всей экспедиции. Далеко не каждый год экспедиция «За уходящим льдом Байкала» достигала своей цели. В 2010-м же мы не просто догнали битую кромку льда, а уперлись в самое настоящее «несудоходное» ледовое поле.

В этот же день мы вернулись назад к Ушканьим островам и, попрощавшись с егерем Юрием Будеевым, перешли на мыс Шартла, на территорию Байкало-Ленского заповедника. На закате мы были на месте. Фотохудожники тут же облюбовали берег, усеянный живописными корягами. Здесь экспедиция заночевала, чтобы наутро выйти в обратный путь – к Малому Морю.

 

День 6.

Маршрут: м. Шартла – м. Зундук – Ольхон (Хужир). Путь к Малому Морю был уже практически свободен ото льда – солнечная погода сыграла свою роль. Сегодня мы поставили себе цель дойти до острова Ольхон, поселка Хужир, где была запланирована экскурсия в местный этнографический музей. До мыса Зундук мы добрались по чистой воде. Немного отдохнув на берегу, мы тронулись к Ольхону, где случилось то, чего никто не ожидал: вся средняя часть Малого Моря у острова Ольхон была закрыта огромным ледяным полем. Зимний лед в этом году был очень толстый, так как в январе и феврале стояли страшные морозы. И даже весеннее жаркое солнце не сумело растопить матерые Маломорские льды. В Хужир прорывались с боем, на пределе мощностей теплоходов. До нас после зимы здесь прошел только один теплоход, который мы встретили возле мыса Шартла в 5-й день экспедиции, и нашим бравым капитанам приходилось нелегко. Необходим огромный опыт управления кораблем, чтобы пробить дорогу во льдах, особенно на теплоходе класса «Ярославец», который, в общем-то, не приспособлен выполнять функцию ледокола. Но цель была достигнута – теплоходы подошли к Хужирскому причалу. Участники экспедиции отдохнули от тяжелого перехода сквозь льды, посетили Хужирский этнографический музей, и воспользовались наконец-то таким благом цивилизации как магазин!

На ночевку было решено встать в небольшую бухту Шебетей на Ольхоне. Теплоходу зайти в эту бухту непросто, так как на её дне находятся несколько затопленных деревянных барж, затонувших еще в начале XX века. Но капитаны знают свое дело, к ужину мы были на месте. Этим вечером Малое Море порадовало нас одним из самых своих красивейших закатов, и все предвкушали следующий день, который мы запланировали провести на уникальных островах Малого Моря.

 

День 7.

Маршрут: б. Шебетей – мыс Уюга – о. Баракчин – о. Огой. – МРС – б. Хул. Утром наша экспедиция подошла к мысу Уюга, расположенному на материковой части Малого Моря. Здесь находится известная скала «Арка», внутрь которой по высокой воде можно зайти на лодке. В этом году уровень воды был настолько низкий, что несколько смельчаков смогли пройти к этой скале по воде. После небольшого отдыха на живописной галечной косе у мыса наши теплоходы перешли к небольшому острову Баракчин, который славится одним из самых крупных на Малом Море чаячьих базаров. На этом острове в XVI – XVIII вв производились погребения шаманов, и до сих пор здесь можно увидеть шаманские могилы, выложенные крупными камнями в форме лодки. Этот небольшой островок считается священным, и издревле здесь проводились шаманские ритуалы поклонения духам Малого Моря. Согласно одной из легенд именно на этот остров небесные духи-покровители Тенгрии спускались в виде огромных огненных столбов. Также на этом острове находится небольшое месторождение граната, конечно, не ювелирного качества. Все скалы острова Баракчин в весеннее время усеяны чаячьими гнездами, и передвигаться по острову нужно очень аккуратно, чтобы не раздавить яйца.

После обеда наша флотилия подошла к острову Огой, где находится буддийская ступа просветления, построенная в 2005 году. В это время года весь остров усыпан невероятно красивыми розовыми цветами багульника. Участники экспедиции поднялись к ступе и традиционно обошли её трижды по направлению хода солнца, чтобы все их желания и помыслы обязательно воплотились в жизнь.

Вечером теплоходы подошли к поселку МРС, где взяли на борт Станислава Леника, уже счастливого отца! В этот вечер мы снова ночевали в бухте Хул, на том же самом месте, где состоялся первый общий экспедиционный костер. Отмечали первый день лета - снова песни, гитара, и тосты, чтобы в следующем году вернуться сюда, и увидеть все то новое и необычное, что Байкал каждый год дарит экспедиции «За уходящим льдом»!


День 8.

Завершение экспедиции. Утром, в поселке МРС, уже садясь в автобус, мы расставались с экспедиционными теплоходами со слезами на глазах. Неделя экспедиции пролетела незаметно, как один день, но при этом казалось, что мы все знакомы целую вечность. И, как всегда, грустно, что все закончилось, и не хочется возвращаться в душный город. Но мы-то знаем, и предвкушаем, что следующая экспедиция «За уходящим льдом Байкала» уже ждет своих старых и новых друзей.

 

Анна Миронова,

Руководитель экспедиции.

+7 901 665-71-35, 8 3952 550-464, 533-888, 533-500 - отдел продажи туров на Байкал
info@baikalvisa.ru
 
 
ВНИМАНИЕ! Вся информация, опубликованная на сайте www.baikalvisa.ru, не является публичной офертой. Детали по каждому конкретному туру или услуге уточняйте у менеджеров.
© ООО «БайкалПрофиТур». Все права на материалы, размещенные на сайте www.baikalvisa.ru, принадлежат ООО «БайкалПрофиТур». Любое использование этих материалов без получения письменного согласования компании запрещено.