Туризм в Приангарье должен развиваться вокруг Байкала

Общие проблемы туристического бизнеса собрались решать его представители — туроператоры, представители муниципалитетов и областного правительства — на стратегической сессии по вопросу разработки концепции развития туризма в иркутской области. огромное внимание было уделено созданию в регионе особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «ворота байкала». участники сошлись во мнении, что разрабатывать такие масштабные проекты собственными силами нельзя — необходимы помощь профессионалов, за плечами которых уже есть опыт реализации подобных концепций.

конференция байкалСтратегическая сессия по вопросу разработки концепции развития туризма на территории Иркутского района прошла в гостинице «Прибайкальская» 10 декабря. Несмотря на резко ухудшившуюся погоду – неожиданную метель, сюда приехали практически все приглашенные: туроператоры, представители гостиничного бизнеса, руководители муниципалитетов, на территории которых туризм развивает ся особенно активно, члены областного правительства и законодательного собрания. По неизвестной причине не было только руководителя Агентства по туризму Марины Рожковой, хотя именно ее ведомство в первую очередь было заинтересовано в обсуждении. Очевидно, это и можно считать основным показателем развития туриндустрии в Приангарье: бизнес в этом заинтересован, профильные правительственные ведомства – нет. Хотя в своем приветственном слове заместитель председателя правительства региона Сергей Дубровин отметил: очень важно, что подобные мероприятия идут снизу, а не сверху, то есть от самих представителей туристической отрасли. Да, бизнес ведет себя активно и стремится решать собственные проблемы, однако без конструктивного диалога с властью многие вещи сдвинуть с места невозможно, уверены эксперты.

На конференции обсуждался ряд вопросов. Так, эксперты обсудили необходимость развития дорожной инфраструктуры и водных маршрутов на острове Ольхон. Оказалось, что в некоторых моментах сам муниципалитет плохо контролирует ситуацию: в 2013 году в бухте Базарная должен был быть построен причал, на это были выделены 20 млн рублей из областного бюджета, однако проект перенесен на следующий год из-за того, что подрядная организация сорвала сроки проектирования. Депутат ЗС Геннадий Истомин назвал это «простым головотяпством» и подчеркнул, что в следующем году такая ситуация не должна повториться.

Еще один проблемный момент, который озвучили операторы – отсутствие систем канализования на объектах туристической инфраструктуры. Необходимо найти возможность установить септики во всех гостиницах, расположенных на Прибайкальской территории (особенно остро проблема стоит в Листвянке, что сдерживает развитие этой популярной туристической зоны), однако силами только бизнеса этого не сделать – слишком велика цена вопроса. Геннадий Истомин отметил, что решить проблему можно на уровне правительства и ЗС – через участие в областных и федеральных программах по защите экологии.

Серьезные споры возникли из-за возможно го расширения границ особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Ворота Байкала». Ведущий советник отдела проектного сопровождения и особых экономических зон Управления инвестиционного развития Министерства экономического развития Иркутской области Ирина Шавлинская сообщила, что в настоящее время рассматривается несколько участков общей площадью 1,1 тыс. га для включения в турзону. Сейчас рассматриваются участки в Иркутском районе («Байкал-Отель» и ООО «Ударник» – оба принадлежат Группе компаний «Истлэнд», которую ранее возглавлял глава Иркутской области Сергей Ерощенко), а также в Слюдянском – территории туристической базы «Теплые озера на Снежной», участки в Порту-Байкал, а также некоторые площадки Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Участники конференции не поняли, по какому принципу Минэкономразвития выбирает территории для включения в зону, а также подчеркнули, что проект турзоны реализуется крайне медленно и без какой-либо конкретной концепции – собственно, как и вся туротрасль региона. С мнением операторов согласился и мэр Иркутского района Игорь Наумов.

Конкретные предложения по развитию туристического направления высказал директор компании «Байкальская виза» Станислав Леник. «Компания «Байкальская виза» работает на рынке с 2005 года, у нас обширная сеть гостиниц и ресторанов в Прибайкалье, мы ориентированы на организацию круизов, горнолыжных туров, экскурсионное обслуживание. Мы хотим и дальше развиваться на этом рынке, готовы вкладывать в строительство туристической инфраструктуры порядка 100-200 млн рублей ежегодно. Однако такие крупные инвестиции достаточно сложно окупаются, так как в регионе не хватает потребителя», – подчеркнул эксперт.

Иркутская область может принимать 5 млн туристов в год, уверен Станислав Леник, это порядка 30 тыс. человек ежедневно. Но пока (в прошлом году регион посетили 780 тыс. человек, в этом году, по предварительным оценкам, цифра достигнет 800 тыс.) из-за отсутствия комфортной инфраструктуры Приангарье не может достичь этого показателя. И строительство турзоны не решит эту проблему: сам проект «Ворот Байкала» не имеет концептуального решения. «Нам необходимо привлечь к разработке концепции турзоны специалистов, которые уже работали над развитием туризма в других странах, специалистов с мировой известностью», – уверен Станислав Леник. Эту позицию полностью поддерживает президент ассоциации «Байкальская виза» Дмитрий Матвеев: «Работа по созданию ОЭЗ ведется, но она не масштабная. Тот уровень, на котором сейчас находится проект, неинтересен ни международным инвесторам, ни местным. Сегодня проект разрабатывают люди, у которых опыт в турбизнесе в глобальном масштабе небольшой. Для разработки проекта, охватывающего все побережье Байкала со стороны Иркутской области, необходим эксперт международного уровня, у которого в активе уже есть опыт работы в развитии туризма в других странах, – уверен господин Матвеев. – если мы сможем увеличить число приезжающих в Приангарье до 5 млн человек, то экономический эффект для области будет огромный, на уровне 200-300 млрд ежегодно, при этом мы сможем создать порядка 50 тыс. рабочих мест, а это решит проблему с оттоком перспективных работников из Иркутской области, который мы все сейчас наблюдаем».

Помимо привлечения экспертов для раз работки концепции ОЭЗ, в Иркутской области нужно прорабатывать и другие вопросы для развития туризма на Байкале. В частности, строительство дорог – по мнению Станислава Леника, это один из самых мощных сдерживающих факторов. «Сейчас есть только точечные предложения по реконструкции или строительству небольших участков дорог. Нужна же комплекс ная программа строительства дорог в прибрежных территориях Байкала. Где есть новые дороги – туда придут инвесторы, вложат средства и построят новые гостиницы, и за этим всем потянутся туристы. Мы прошли через это на примере Листвянки. В свое время «Байкальская виза» построила большой гостиничный комплекс «Маяк». В итоге, когда появилось место качественного обслуживания, возник и турпоток – сейчас комплекс обслуживает 6,5 тыс. туристов в год. Увидев наш пример, другие операторы тоже стали вкладывать деньги в строительство гостиниц, сейчас там 500 комфортных мест размещения. В итоге и сезон расширился: если раньше в Листвянке сезон был с июля по август, то сейчас сюда едут и зимой. И низкий сезон теперь остался только в ноябре-декабре и апреле – это в силу объективных климатических условий. Но, с другой стороны, и эти месяцы простоя можно задействовать, если появится инфраструктура. «Байкальская виза» готова выполнить эту задачу: если в Листвянке появятся очистные сооружения, сети канализования, мы готовы вложить средства в строительство спа-комплекса, который перекроет эти несезонные месяцы: люди будут ездить сюда на лечение по программам оздоровления».

Станислав Леник уверен, что сезонность на Байкале можно победить. В качестве примеров он привел успешные туристические регионы со схожими климатическими условиями: Финляндию, куда ежегодно приезжают 6 млн человек, Аляску, куда поток составляет от 3 до 5 млн туристов. «Сезонность – это миф, – подтверждает Дмитрий Матвеев. – Летом с гостями нет проблем, гостиницы переполнены. В зимний и весенний период нам необходимо развивать горнолыжные виды спорта в Байкальске и Листвянке, плюс пропагандировать уникальные возможности байкальского льда. «Байкальская виза», небольшая частная компания, самостоятельно организовала чемпионат по ледовой скульптуре и получила статус отборочного тура чемпионата мира по ледовой скульптуре на Аляске. Будет больше таких событийных мероприятий – туристов на Байкале тоже будет боль ше». Станислав Леник добавляет, что даже если даже самым скептическим взглядом рассматривать вопрос сезонности, это не повод с ней не бороться: «Сейчас, например, активно несезон разрабатывает Турция. Казалось бы, зачем? У них и так 30 млн туристов в год, этих людей привлекает пляжный отдых. Но страна хочет выйти на цифру 40 млн, то есть увеличить турпоток практически на треть – это очень серьезный показатель. Сейчас они занимаются разработкой активных видов отдыха в нежаркие месяцы».

Эксперты уверены, что сейчас необходимо ставить себе задачу по увеличению турпотка до 5 млн человек ежегодно, а позже цифра может вырасти еще больше. И это никак не повлияет на ухудшение экологической обстановки в регионе – наоборот, приведет к ее улучшению. «Когда туристы сконцентрированы, передвигаются по определенным маршрутам, то, сколько бы их ни было, экология не страдает. Потому что ни один рачительный владелец и собственник не позволит загрязнять свою территорию. То есть все туристические места, где будут останавливаться гости региона – гостиницы, рестораны, смотровые площадки, музеи – всегда будут в чистоте и порядке», – уверен Станислав Леник.

Это выступление было полностью одобрено слушателями. «Это готовая концепция для развития туризма, которую на вооружение должно взять правительство региона», – уверен специалист в области туризма Сергей Перевозников. Теперь осталось, чтобы областные власти при слушались к мнению действующих представи телей туротрасли и начали реализовывать их пожелания.

ЕКАТЕРИНА ГОЛОВИНА, ИТОГИ

22 / SPECIAL REVIEW / ЧЕТВЕРГ 26 ДЕКАБРЯ 2013 ГОДА

Остались вопросы? Свяжитесь с нами

Заполните все обязательные поля!
Нажимая “Отправить” Вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных