Иннокентий Иркутский: 15 лет в Русской Америке

Это был единственный в России священнослужитель, которому салютовали из орудий корабли тихоокеанского флота

Иннокентий Иркутский иконаИмя святителя Иннокентия Иркутского хорошо знакомо иркутянам: ведь он прославлен Российской церковью в лике святых. Однако его миссионерская деятельность в Америке и Сибири не так знаменита на его родине. Между тем, она далеко выходит за рамки церковной: окрестив около 10 тысяч человек, святитель Иннокентий известен также как мореплаватель, крупный ученый-натуралист и лингвист. Труды святителя Иннокентия по географии, этнографии и языкознанию получили мировую известность. Миссионерский путь Иннокентия Вениаминова, впоследствии – митрополита Московского и Коломенского, пролёг через Якутию, тихоокеанское побережье, Алеутские острова и Аляску. Пешком, на собачьих и оленьих упряжках двигался он от одного стойбища аборигенов к другому, просвещая и изучая, строя храмы, обучая туземцев ремеслам.

Русские миссионеры не ставили перед собой цель русифицировать местное население – одним из первых их дел был перевод Священного Писания и богослужебных книг на языки местных народов. Он составил алфавит и грамматику алеутско-лисьевского языка и перевел на него Катехизис, Евангелие и многие молитвы. Одно из лучших его произведений “Указание пути в Царство Небесное” (1833 г.) переведено на разные языки и выдержало более 40 изданий. Благодаря трудам святителя Иннокентия жители Аляски впервые услышали Слово Божие и богослужение на своем родном языке. Собственно, и само возникновение Православной Церкви в Америке связано с миссионерской активностью Русской Церкви.

Будущий митрополит Московский родился 26 августа 1797 года в небогатой семье Евсевия Попова, пономаря Ильинской церкви в сибирском селе Ангинском. Ване было шесть лет, когда умер его отец. Мальчика взял к себе брат отца, диакон Димитрий. Так в семь лет Ваня стал чтецом, а в 1806 году поступил в Иркутскую семинарию. Там ректор переменил ему фамилию (это было обычной практикой, если одновременно учились несколько однофамильцев): Иван Попов стал Вениаминовым, в память о недавно скончавшемся Иркутском епископе Вениамине.

Отец Иоанн закончил семинарию одним из лучших, женился, а через четыре года был рукоположен во священника. Молодой батюшка снискал любовь и уважение прихожан. В свободное от служения время он мастерил часы и музыкальные органчики с духовными гимнами, что позволяло обеспечить материальное положение семьи. Вскоре родился сын, которого назвали Иннокентием. Семья жила в собственном доме, не в роскоши, но в достатке. Ничто не обещало перемен.

Однако в конце 1822 году в Благовещенской церкви появился новый прихожанин – некий Иван Крюков, сорок лет проживший в колониях Российско-Американской компании. С увлечением рассказывал он о Русской Америке и особенно о жителях Алеутских островов – алеутах, об их простосердечии, незлобии, прямодушии, глубокой преданности православной вере. В это же время Иркутский епископ Михаил получил указание Святейшего Синода о том, что на остров Уналашка, на Алеутские острова, входившие тогда в состав Иркутской епархии, нужно послать священника. Получил такое приглашение и св. Иоанн Вениаминов, но, как и другие, отказался.

Тем временем Иван Крюков собрался уезжать из Иркутска. Когда он зашел с прощальным визитом к епископу Михаилу, то встретил там и о. Иоанна. Разговор быстро перешел на тему командирования священника на Уналашку. Иван Крюков опять стал рассказывать об алеутах, живописуя их благообразие.

– Ах, Ваше Преосвященство! Вы не поверите, как алеуты усердны к вере. Несмотря ни на что – ни на мороз, ни на снег, они идут к заутрене в часовню. А часовня эта построена из досок и не имеет печки. И стоят, иногда босые, не переступят с ноги на ногу во все время, пока читают заутреню.

– Эти самые слова, как стрелой уязвили мое сердце, – вспоминал после о. Иоанн, – и я загорелся желанием ехать к этим людям…

7 мая 1823 года семья отца Иоанна выехала из Иркутска.

Уналашка и Ситха

святой Иннокентий ИркутскийНа путешествие ушел год. 29 июля 1824 года о. Иоанн с семейством прибыл на Уналашку. Новый приход составляли две группы Алеутских островов – Лисьи и Прибываловы. В этом суровом крае почти не бывает солнечных дней, постоянные ветра несут метели и дожди, а зимой птицы иногда замерзают на лету. Ради промысла котиков и сивучей здесь были устроены поселения: два-три добротных дома для конторы и казармы для рабочих. На самой Уналашке было десять селений, в которых жили алеуты, креолы и русские. Их основным промыслом была охота на лисиц, бобров, морских котиков и сивучей. На острове св. Павла имелась часовня в честь Первоверховных Апостолов.

Дом, в котором расположилось семейство нового уналашкинского священника, был больше похож па землянку – обычное жилище островитян. Из-за безлесности здешних мест их строили из тонких жердей – стволов кустарников, и обсыпали землей.

Жители островов исповедовали Православие с 1795 года, но своего священника здесь не было, так что алеуты имели только самые общие представления о своей вере. Отец Иоанн принялся за дело: во-первых, он считал своей важнейшей целью строительство на Уналашке храма. Второе, без чего невозможно было бы сделаться для алеутов отцом, советчиком и другом – изучение местного языка.

Лес для строительства с большими трудностями и издержками при поддержке Российско-Американской компании доставили с Ситхи. Гораздо сложнее было найти умелых строителей. Отец Иоанн сам принялся за подготовку рабочих из алеутов, обучая их столярному, плотницкому, отчасти слесарному и кузнечному делу, изготовлению кирпича и каменной кладке. Вот тут и пригодились ему те ремесленные навыки, которые на родине помогали поддержать семью…

1 июля 1825 года начались работы но возведению церкви. Руководил ими сам отец Иоанн, а Престол и иконостас он резал и золотил собственными руками. Через год первая церковь на Лисьих островах приняла прихожан.

Большую часть времени отец Иоанн проводил в поездках по приходу. Для этого снаряжалось несколько байдарок, куда помещалось все необходимое для совершения богослужения, провизия и запасы воды, садились гребцы – алеуты, толмач и сам отец Иоанн. Не раз во время многодневных морских переходов они попадали в шторм, причаливали в пустынном месте и, голодая, долго ожидали перемены погоды или по горам добирались до ближайшего селения, неся на себе байдарки и весь груз. Но зато алеуты любили священника и встречали как родного.

Иннокентий Иркутский картинаИзучив язык и быт алеутов, отец Иоанн изобрел азбуку и перевел Катехизис и Евангелие от Матфея, обучал туземцев и грамоте. Проповедуя, отец Иоанн часто бывал и на других островах, преодолевая расстояния на утлой лодке в холод и непогоду. По своим наблюдениям за природой он составил «Записку об островах Уналашкинского отдела». В «Записки…» вошли сведения по географии островов, их климат и природа, описание жизни алеутов: их быт, нравы, сказки и даже советы промышленникам, добывавшим морских котиков.

За 10 лет на Уналашке отец Иоанн обратил в христианство всех жителей острова. Он был награжден наперсным крестом и переведен на остров Ситху, в Новоархангельск – административный центр русских владений в Северной Америке, для просвещения другого народа – колошей. Они отличались от алеутов и к русским относились с большим подозрением. Однако ситуацию внезапно переломила жестокая эпидемия оспы, погубившая добрую половину населения острова. Но после того, как многим колошам удалось выжить благодаря сделанной русскими прививке, они стали более терпимы к миссионерам.

В Ситхе отец Иоанн устроил школу для новообращенных и их детей, не оставил он и научных трудов, завершив «Опыт грамматики алеутско-лисьевского языка». Батюшка с такой же тщательностью занялся колошенским и кадьякским языками, вел записи обычаев и преданий.

Пятнадцать лет прожил отец Иоанн в Русской Америке. Русского священника и его первые прихожане – алеуты, и своенравные и гордые колоши, с большим уважением относилось к его трудам руководство Русско-Американской Компании. Но утверждать в христианстве народ на огромной территории, с далеко отстоящими друг от друга поселениями, было крайне сложно. Не хватало людей (здесь служили всего 4 священника), не хватало средств, чтобы обеспечить приходы даже самым необходимым.

В России не могли без о. Иоанна напечатать его переводы: в Святейшем Синоде никто не знал алеутский язык. И 8 ноября 1838 года св. Иоанн Вениаминов вместе со своей пятилетней дочерью Феклой покидает Русскую Америку и отправляется в Санкт-Петербург.

Возвращение

Иннокентий Иркутский памятникТам отца Иоанна ждало решение Святейшего Синода об увеличении штата священно- и церковнослужителей в Русской Америке. Кроме того, за долголетние апостольские подвиги он был награжден званием протоиерея. Но не только радостные вести ждали отца Иоанна: из Иркутска пришло известие о кончине супруги. Тяжко поразило его это горе. Митрополит Филарет, утешая его, убедил принять монашество. Постриг был совершен 19 ноября 1840 года с наречением имени Иннокентия, в честь святителя Иркутского. На другой день иеромонах Иннокентий был возведен в сан архимандрита.

Между тем Святейший Синод решил образовать новую епархию, в которую вошли и Алеутские острова, и назначить архиерея. Посвящение Иннокентия во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского последовало 15 декабря 1840 года в Казанском соборе.

43-летний епископ Иннокентий вернулся в Русскую Америку. Помимо проповеди и наставлений, он предписывал миссионерам учить детей и всех желающих грамоте как на местном, так и на русском языке. За плодотворную миссионерскую деятельность епископ Иннокентий в 1850 году был возведен в сан архиепископа.

Затем, вследствие того, что Якутская область была отчислена от Иркутской епархии и присоединена к обширной Камчатской, преосвященный Иннокентий переносит кафедру в Сибирь, в город Якутск. Там он вновь начал открывать храмы и часовни, переводя на якутский язык священные и богослужебные книги. Служение архиепископа Иннокентия простиралось и на отдаленные народы, жившие по Амуру. В его честь назван город Благовещенск – в память начала его священнослужения в Благовещенской церкви Иркутска. В конце июня 1857 года высший орган церковного управления открывает викариатства на Ситхе и в Якутске. Кафедру решено было перевести в Благовещенск, где преосвященный Иннокентий так же неутомимо, так же ревностно продолжал дело своего служения.

Годы и плохое здоровье заставляли его задумываться об отдыхе, однако до него было еще далеко. В 1867 г. скончался Московский митрополит Филарет, и на место почившего был назначен архиепископ Иннокентий. Но с середины 1878 года митрополит Иннокентий почти непрерывно болел и 31 марта 1879 года в 2 часа ночи его не стало…

В 1974 году Святейший Синод Православной Церкви в Америке обратился в Москву с просьбой изучить вопрос о канонизации митрополита Иннокентия. Три года ушло на изучение бережно собранных в США и на родине святителя свидетельств о его жизни и равноапостольных трудах. А 23 сентября (6 октября по новому стилю) 1977 года Священный Синод Русской Православной церкви, определил: приснопамятного митрополита Иннокентия, святителя Московского и апостола Америки и Сибири, причислить к лику святых.

Источники:

  1. Аляска — Русская Америка — Российско-Американская Компания
  2. Святитель Иннокентий, просветитель Аляски. Редакция портала «Православие и мир», 2008.
  3. Википедия. Иннокентий Вениаминов
  4. Скачать презентацию книги: Святитель Иннокентий Московский, просветитель Америки и Сибири. Собрание сочинений и писем. Апостол Америки (1824—1840)

Остались вопросы? Свяжитесь с нами

Заполните все обязательные поля!
Нажимая “Отправить” Вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных