Великий торговый чайный путь

В XVIII веке на карте России стали появляться новые торговые маршруты. Один таких путей, соединивший Запад и восток новыми связями, получил название Чайного пути.

чай фотоС тех пор как русский посол Василий Старков вернулся в Москву с чайными подарками от алтынских ханов, прошло 300 лет. В XVII веке из Китая и Центральной Азии в Сибирь потянулись караваны первых торговцев. На карте России стали появляться новые торговые маршруты.

Торговый путь, Великий Сибирский тракт, главную российскую дорогу в старину называли Великим чайным путем, который в 1783 году получил статус Государевой дороги. Именно этим маршрутом из Китая в центральную Россию доставляли дорогостоящий груз — чай, который наряду с пряностями, курительным табаком, сахаром — леденцом и «мягкой рухлядью» был одной из самых доходных статей в торговле между Востоком и Западом. Путь имел множество сухопутных дорог, волоков, водных путей, от него отходили ответвления в разные российские губернии.

Иркутск стоит на этом Великом торговом мировом пути, имевшем не менее важное значение, чем Великий шелковый путь. Чайный путь оказал большое влияние на развитие городов, через которые он проходил, на развитие Сибири в целом.

Вдоль пути зарождались и расцветали города, развивалась промышленность, множились торговые учреждения, усложнялась инфраструктура поселений. Значительные средства государственной казны и крупные капиталы купцов торговцев чаем — были вложены — в строительство дорог и городов, образование и культуру, строительство церквей и освоение новых земель. Большое значение для культурного развития Иркутска имели пожертвования купечества на библиотеки, городской театр, на издательское дело.

великий чайный путьЧайная торговля позволяла баснословно увеличивать капиталы и вкладывать эти капиталы в развитие Иркутска. Имена этих купцов история сохранила в роскошной архитектуре каменного узорочья, изящных деревянных кружевах, вкладах в образование и культуру города.

В районе Байкала действовали сухопутные пути через хребет Хамар — Дабан, а также водные пути через Байкал и по Селенге. Путь был труден, долог и опасен, особенно при переправе через Байкал. Из Иркутска вдоль реки Лены через Якутск шла наиболее крупная ветвь пути на Аляску.

Благодаря развитию чаеторговли большое распространение получил извозный промысел как среди жителей Иркутской губернии, так и среди бурят, живших ближе к торговым путям. Кочевые племена, вовлеченные в процесс торговли и доставки чая, становились оседлыми. Люди получали возможность не только заниматься товарообменом, но и работать на всем протяжении пути. Смешение культур различных народностей, вовлеченных в торговлю чаем, вело к обмену знаниями и формированию новых технологий.

Знаменитые русские купцы-чаеторговцы

Русские купцы монополизировали чайный рынок. Главными причинами их успехов являлись богатые денежные средства и умение хозяйствовать. Во — вторых, русские купцы использовали передовые паровые машины и гидравлические прессы для изготовления плиточного чая, повысили его качество и эффективность производства. Здесь уже стоит сказать об огромном участии и значимости иркутских купцов в чаеторговле. Они первыми стали не просто покупать чай в китайских чайных магазинах, но и открывали свои фабрики и фирмы в Китае, напрямую закупали чай у крестьян, перерабатывали на своих фабриках и тем снижали его себестоимость.

Торговцы чаем всегда учитывали потребности разных слоев населения. Самым распространенным был «народный» — кирпичный чай. Этот чай варили в котлах или чайниках, в крестьянском быту для питья широко использовались чинаковки — деревянные, из березового капа чашки с короткой ручкой. Купцы и горожане предпочитали более дорогие сорта чая. Прежде всего, речь идет о байховых чаях. Со временем чай стал настолько популярным напитком, что его было принято преподносить в качестве подарка даже высокопоставленным особам. Сибиряки просто не мыслили свою жизнь без крепкого ароматного напитка, который пришелся по вкусу всем слоям населения и стал незаменимым продуктом на столе.

верблюды старое фотоВ 1895 году в Иркутске торговали чаем 15 чайных магазинов, имевших годовой оборот в 920 тыс. рублей. Первый же из них был открыт в апреле 1876 года в старом большом гостином ряду (кстати, торговля вне стен гостиного двора была запрещена). Владельцем магазина был П.А.Пономарев (купец 1 — й гильдии, известный меценат). Пономарев поднялся на небольшом капитале, оставленном ему отцом, -10 тыс. рублей. Он вступил компаньоном в чайный бизнес Хаминова и Родионова и уже после смерти отца скупил все паи и сделался единственным хозяином. У Пономарева были собственные плантации (фактории) чая в Китае.

Он сам дегустировал чай, поступавший в продажу, открыл чайные магазины во всех крупных городах Сибири. Купец много путешествовал, перенимая новинки фабричного производства, и стал специалистом высочайшего класса. Он даже посылал в подарок императрице посылку с чаем, в ответ получил посылку — перстень с бриллиантами. Очень важным для русской чайной истории стал 1916 год — завершилось строительство Транссибирской магистрали, что положило конец караванной торговле. Вместе с тем благодаря скорости доставки чай в России значительно дешевеет, а его употребление становится массовым.

Чаепитие не обходилось без самоваров, разнообразных по форме, объему и металлу, из которого они были изготовлены (медь, латунь, серебро, чугун). На крупных ярмарках — Макарьевской, Ирбитской, Нижегородской — имелись специальные самоварные ряды, где изделия продавали поштучно и на вес. Стоимость их была различной и зависела от размеров, наличия украшений, известности фабрики, на которой их изготавливали. На самоварах обычно ставились фабричные клейма и выбивались медали, полученные фабрикой на промышленных выставках. В русской деревне самовары ценились очень высоко. Хорошие самовары давали дочерям в приданое.

Источник: ИРКУТСК — СЕРЕДИНА ЗЕМЛИ.
Иркутск: Издательство «Время странствий», 2013. — 220 с.: ил.

Руководитель проекта Середкина О.А., координатор проекта Урбанович И.А., редактор-составитель Ерошенко Л.Г.

Остались вопросы? Свяжитесь с нами

Заполните все обязательные поля!
Нажимая “Отправить” Вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных