Памятка туристу «Я собираюсь на Байкал!»

 

После прибытия в Иркутск советуем не мчаться сразу на посадку на борт. Акклиматизируйтесь. Кроме усталости от перелета и практически бессонной ночи, на самочувствие влияют смена климатической зоны и высоты над уровнем моря. Рекомендуем ночевать в Иркутске или в Листвянке, тем более, там есть на что посмотреть. Иркутск — древний по сибирским меркам город (не все знают, что он старше Санкт-Петербурга) с оригинальной архитектурой и прекрасными ресторанами. Листвянка вас тоже не разочарует — при условии выбора достойного места размещения. На следующее утро можно и начать путешествие.

Зачастую туристы, собирающиеся в круиз по Байкалу, не представляют истинных размеров озера. Только от южной до северной оконечности его длина составляет 636 километров. При средней скорости байкальских теплоходов 15-18 километров в час, переход вдоль озера от Култука до СевероБайкальска (с юга на север) займет 36 ходовых часов без остановок. И это при хороших погодных условиях, при отсутствии волны. Ну а обойти все побережье — это свыше двух тысяч километров — можно только за три–четыре недели!

Если Вы решили добраться от поселка Листвянка до острова Ольхон за один день на теплоходе, помните – это реально, однако вам придется провести весь день, с раннего утра до позднего вечера, на борту арендованного вами судна. Идти будете без остановок часов 12–14 и это при благоприятных погодных условиях, отсутствии волны и ветра. Поэтому для оптимизации этот маршрут делится на два дня. Ночевку делают в бухте Песчаной, которая знаменита своими ходульными деревьями. Вообще, круизные программы рассчитываются так, что на ходу вы проводите от 4 до 8 часов. При планировании маршрута обязательно надо учитывать, что большая часть теплоходов совершают переходы в светлое время суток, во избежание несчастных случаев.

Как правило, водные переходы во время круиза строятся следующим образом: ранний выход с места ночевки, когда маловероятно возникновение волны (если она и была, то под утро обычно стихает) и сильного ветра. Гости, как правило, еще спят, и длительные переходы не будут для них утомительными: большую часть пути они преодолеют, отдыхая. К тому же во время сна легче перенести качку. К обеду теплоход прибывает на новое место. Такое построение круизных программ позволяет намного снизить риск длительной и сильной качки на теплоходе и сократить продолжительность водных переходов.

Идеальный круиз – это 4-7 дней на корабле и переходы по 4-8 часов, остановки на экскурсии на 4-5 часов и ночлеги на берегу (с ранним выходом корабля). К сожалению, вообще избежать долгих переходов не удается, слишком уж огромен Байкал. Поэтому лучше всего оставить мысль об осмотре всего озера за одно посещение и растянуть свое удовольствие от познания славного моря на два-три раза!

Всегда стоит учитывать погодные условия! Вас может покачать на волне, поэтому будьте готовы к изменению маршрута, к незапланированным стоянкам. Во время непогоды опытные капитаны будут действовать по обстоятельствам. Помните, что программа не является стопроцентной и может быть изменена в зависимости от погодных условий. Но в большинстве случаев – это небольшие изменения, которые не слишком заметно отражаются на маршруте круиза. Капитаны всегда стараются догнать время «ранними переходами».

Что взять с собой в круиз?

Когда потенциальные туристы по электронной почте или телефону спрашивают – как одеваться в круиз, обычно я отвечаю – купальник и пуховик. И в этой шутке есть изрядная доля правды. Загорать на Байкале можно с мая по сентябрь, солнечных дней много и солнце очень активное.

На ходу, на палубе корабля загорать холодно, очень редко выпадает неделя в середине июля, когда верхний слой воды прогревается и можно понежиться на солнышке прямо на корабле. Но и эта благодать возможна до первого сильного ветра.

  1. Однако вам ОБЯЗАТЕЛЬНО нужен крем для загара с самым высоким уровнем защиты и солнцезащитные очки : блики на воде могут утомить глаза.
  2. Для прогулок по берегу и экскурсий нужна туристическая обувь с хорошим протектором подошвы.
  3. Для пребывания на корабле лучше взять с собой сандалии , но с яхтенной подошвой, чтобы  не поскользнутся на трапах или мокрой палубе. Для защиты от ветра или дождя возьмите с собой хорошую ветрозащитную куртку .
  4. От холода — толстую флисовую куртку или свитер , можно и пуховик или другую зимнюю одежду на утплителях типа термофин, холлофайбер или тинсулейт, не повредит.
  5. На кораблях нет прачечной, поэтому нужен хороший запас носков и нижнего белья.

Магазины на Байкале с более менее приличным ассортиментом есть:

  • в Листвянке
  • на Малом Море (в поселке Сахюртэ)
  • в поселке Хужир на Ольхоне.

Рекомендуем перед круизом посетить супермаркет в Иркутске и приобрести все, что вам обычно необходимо: сигареты привычного сорта, спиртное и пр. Спиртное на Байкале идет хорошо, благодаря чистейшему воздуху и прохладе похмелье переносится не так тяжело.

Естественно, что злоупотреблять спиртным не стоит — пьяных Байкал не любит!

Также необходимо запастись необходимыми Вам лекарствами: аптек на озере нет! На кораблях есть аптечки, но там есть только стандартный набор средств для оказания первой помощи. Что касается таблеток от укачивания, то, как показал многолетний опыт, лучшее средство от качки – небольшая доза крепкого спиртного, крепкий кофе и густо посоленный черный хлеб. Если не помогает, лучше всего — «драмина». Таблетки эффективно действуют уже через час после приема, но вызывают сонливость.

Типы теплоходов

На Байкале существует много типов судов, условно подразделяющиеся на категории – «стандарт-класс», «комфорт-класс» и «VIP-класс». Но, как правило, это все теплоходы типа «Ярославец», либо очень хорошие «переделки», т.е улучшенные и более комфортабельные. «Ярославцы» — это самые удобные теплоходы для водного путешествия по озеру и рыбалки. Небольшая осадка судна дает возможность практически в любом месте подойти к берегу вплотную (за исключением скалистых местностей), ткнуться носом в берег, скинуть трап – и отдыхающие могут беспрепятственно выйти на берег. Это особенность теплохода очень актуальна на Байкале, в связи с   практически полным отсутствием причалов, а так же дает уникальную возможность посетить самые удаленные уголки озера, где нет еще цивилизации, и выйти там на берег.

Корабль стандарт-класса имеет три или более кают: носовая, средняя (она же является и кают-компанией) и кормовая. Койки располагаются как в купе поезда: есть верхние и нижние. Редко на корабле встречаются двухместные кровати. Пассажировместимость – 10-12 человек. Как правило, на корабле два туалета, один в кормовой каюте, во второй туалет вход с палубы. Душ находится непосредственно в туалетных комнатах, душевых кабин нет. В носовой каюте часто ночует еще и повар. Команда (капитан и механик) спят чаще всего в рубке, но, если есть свободные места в носовой каюте, команда ночует там.

На таких кораблях есть сауны, которые топятся или дровами или же стоят электрические печи. Сауны — это небольшие помещения, рассчитаны на двоих, максимум троих, человек. Там же есть и душ. Важно, что на некоторых кораблях стандарт-класса душ в сауне только холодный! После того, как вы попаритесь в сауне, можно с удовольствием нырнуть в Байкал. Стоимость аренды таких теплоходов ниже, чем судов других классов, хотя и не намного, поэтому рекомендуем теплоходы класса стандарт для однодневных прогулок по Байкалу или рыбалки.

Корабли более комфортного класса отличаются отделкой кают, наличием туалетов в каютах, достаточно большими кают–компаниями, которые расположены в надстройке теплохода. Размещение в каютах на теплоходах комфорт-класса, как правило, двухместное, бывают семейные каюты – трехместные либо четырехместные. Размещение как в вагоне купе – нижняя двуспальная кровать и дополнительная подвесная кровать, которая за ненадобностью легко трансформируется в спинку нижней кровати. Пассажировместимость – до 15 человек. Эти теплоходы удобны для длительных путешествий по Байкалу большими компаниями и рыбалки.

Теплоходы VIP-класса имеют достаточно высокую стоимость фрахта в сутки, но при этом очень комфортабельны. Размещение в каютах двух- и трехместное, в каждой каюте, как правило, туалет и душ. Большие и просторные кают-компании. Дорогая отделка теплохода, современное техническое оборудование, просторные каюты. Пасажировместимость – до 16 человек.

Так как каждый корабль комфорт и VIP-класса строится по индивидуальному проекту, рассматривать каждое судно лучше индивидуально. Первичную информацию вы получите в разделе «НАШИ КОРАБЛИ».

Сборные круизы

В сборных круизах на теплоходах комфорт-класса туристы могут выкупить отдельную двухместную каюту, поэтому если вас двое, к вам уже не какого не подселят.

Но все же надо помнить, что в сборном круизе участвуют и другие посторонние люди, с которыми вам придется провести несколько дней на теплоходе.

Впрочем, как правило, уже к вечеру первого дня все знакомятся и становятся одной большой дружной компанией. С группой обязательно идет сопровождающий. Теплоходы, на которых совершаются сборные круизы по Байкалу — это небольшие корабли, на 4-5 кают и пассажировместимостью до 13-15 человек. В среднем набирается группа из 8–10 человек.

 Питание в круизе

Стандартное питание на корабле — это обычная домашняя кухня, например: борщ, солянка, котлеты, овощное рагу, мясная поджарка. На завтрак — блинчики, йогурт, оладьи, омлет. Свежие фрукты и овощи, сок. Шашлыки, деликатесы, рыбное меню оговаривается отдельно и как правило, оплачивается дополнительно. Кок готовит на камбузе, который расположен в надстройке корабля и представляет собой изолированную от туристов, хорошо оборудованную кухню, со всем необходимым: здесь есть холодильник, микроволновая печь, кухонный комбайн, газовая печь с духовкой. В зависимости от класса теплохода, туристы кушают либо в одной из кают, либо в просторной кают-компании за общим столом. Подача блюд осуществляется через раздаточное окно с камбуза.   При хорошей погоде возможна сервировка на корме, закрытой тентом от дождя и солнца, где стоит стол и есть скамейки.

Вегетаринцев или людей с пищевой аллергией просьба сразу предупредить кока и гида о ваших предпочтениях в еде, а желательно даже рассказать об этом менеджеру еще при бронировании тура во избежание дальнейших казусных ситуаций на борту теплохода.

Сопровождающий в круизе

Сопровождающий — это человек, который будет проводить экскурсии, походы во время стоянок, рассказывать интересную информацию о Байкале, договариваться на месте, например, с организацией бани, помогать повару, накрывать на стол, вести переговоры с командой теплохода и решать возникающие по ходу путешествия проблемы. Но не стоит путать этого человека с рыбаком или егерем, который вам точно укажет место, куда закинуть удочку, и гарантирует улов!

 Команда теплохода

Она обычно состоит из капитана, механика и повара (кока). Это опытные люди, которые знают свой корабль и Байкал в совершенстве. Байкальские капитаны отличаются решительным нравом, поэтому не любят, когда им начинают указывать и давать советы, особенно в сложных погодных или иных ситуациях. Маршрут, как правило, оговаривается и согласуется с капитанами заранее, поэтому такие варианты, как «будем ходить там, где мы хотим» не всегда получается, так как только капитан, во избежание несчастных случаев, может принять окончательное решение по маршруту, опираясь на свой опыт и технические характеристики судна.

Рекомендуем не угощать спиртным команду теплохода во избежание нештатных ситуаций!

О рыбалке

На Байкале рыбачат в основном в средней и северной его частях. Добираются туда, как правило, по воде. Если вы ограниченны во времени и имеете желание порыбачить недалеко от поселка Листвянка, единственное место, которое мы можем порекомендовать для рыбалки, это исток Ангары. Особенность такой рыбалки в том, что она происходит с обыкновенной моторной лодки. Возможно зафрахтовать судно и выйти в море на один день в сторону Кругобайкальской железной дороги или в сторону бухты Песчаная, но вероятность хорошего улова здесь намного меньше, чем в истоке. Зато вы получите больше впечатлений от красот Байкала.

По всему побережью хорошо ловится хариус. Его ловят на спиннинг, на «ангарский» настрой на «муху». Настрои, как правило, на корабле есть, а вот «мухи» всегда дефицит. Если вы рыбак, «мухи» лучше заказать менеджеру турфирмы и при посадке на корабль вы их получите. Для полноценной рыбалки нужно штук 10-20 разного цвета, стоят они по 25-30 рублей. Хариус ловят в устье речек, на вал (прибой) или из под винта. Теплоход в уловном месте упирается носом в берег и на малых оборотах работает винтом. Хариус любит течение, по которому несет корм, и хватает «муху». Более часа «винтить» не рекомендуется, дизель не любит малых оборотов. Но если рыба есть, она подойдет в течение 15-20 минут.

На блесну идет щука, окунь, но, естественно, в мелководных заливах. Ловится и на Малом Море. Но самая прекрасная рыбалка — на Чивыркуйском заливе. Лучшее время для рыбалки июнь и сентябрь.

Омуль летом ловится только сетями. Есть хитрые способы ночной ловли омуля на свет – «на фару», когда рыба подходит на освещенный прожектором участок и хватает «муху», но на этот вид рыбалки нужно привлекать для консультации профессионалов байкальского лова. Такой вид лова практикуется с середины августа до ноября в безлунные ночи. Рыбу можно поймать прямо в 70 метрах от отеля в Листвянке. Но все же при всех рекомендациях и знаниях мы не можем dам стопроцентно гарантировать улов. Даже если вы наймете опытного рыбака, приобретете самые дорогие снасти, возможно, вы поймаете немного. К этому надо быть готовым: рыба постоянно мигрирует в толще воды, как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении. Миграции зависят от погодных условий, времени года, присутствия рядом с рыбным косяком хищников и многого другого.

Турбазы на Байкале

Следует знать, что байкальские турбазы своеобразны. Это деревянные отдельно стоящие дома, корпуса на несколько номеров или коттеджи, не всегда благоустроенные или с удобствами в отдельных корпусах. Эконом-вариант — размещение с удобствами на улице. Иногда хозяева баз под благоустройством подразумевают умывальник и биотуалет в комнате. Поэтому обязательно при выборе и бронировании баз уделяйте этому вопросу особое внимание. Если по программе у вас проживание на острове Ольхон, то возможно, что ваша база будет располагаться недалеко от деревни или же непосредственно в ней.

Турбазы Малого Моря часто соседствуют на близких расстояниях и представляют собой 5-15 деревянных домов или 3-4 деревянных корпуса. Часто на территории есть корпусный бассейн, баня, кафе. Вечерами проводятся дискотеки под открытым небом. Каждая из баз предлагает достаточно большой список однодневных экскурсий, которые Вы сможете без труда выкупить на месте. Располагаются базы отдыха в 100 — 300 м от берега Байкала.

Единственное место на Байкале, где вам предложат благоустроенную гостиницу трехзвездочного уровня — это поселок Листвянка. В гостиницах «Маяк», «Легенда Байкала», «Крестовая Падь», «Флагман» имеются полностью благоустроенные номера, где горничные будут производить ежедневную уборку; в ресторанах большой выбор блюд и внимательные официанты; есть сауны с парными и бассейнами.

Транспорт

Едем до Листвянки:

Пожалуй, до этой точки добраться можно легче всего. Сюда ходит и маршрутный автобус четыре раза в день, и пронырливые маршрутки, не имеющие точного расписания. Время в пути — один час. Приятней добираться на легковой машине, стоимость приемлемая и время поездки сокращается до 40 мин.

Едем на Малое Море:

Вот здесь дорога уже интереснее. Начнем с того, что именно на Малом Море располагается большинство туристических баз, а вот с транспортной схемой здесь трудно. Маршрутные микроавтобусы ходят с автовокзала Иркутска лишь два раза в день, по утрам. Также есть микроавтобусы, которые отходят от гостиницы «Ангара», расположенной в центре города, один раз в день (тоже утром) и места в этих автобусах нужно заказывать заранее. Время в пути 4-5 часов. При этом не стоит ожидать, что транспорт будет оснащен кондиционерами и комфортными сиденьями. Это небольшие микроавтобусы «Истана» на 14 мест, а если повезет, то это окажется обыкновенный 45-местный автобус. Обратно этот же транспорт забирает людей с турбаз в обеденное время, поэтому надо сопоставлять время приезда с базы в Иркутск (около 8 часов вечера) и временем вылета или выезда на поезде из города. Также надо отметить, что до многих туристических баз вообще не существует асфальтированной дороги, а только пыльные и достаточно тряские «гравийки».

Едем на остров Ольхон:

Та же дорога на Малое Море, но прибавляется еще и паром, на который, вероятно, придется отстоять очередь. Возможно, вам предложат переправиться самим без автобуса (время переправы 15 мин.), а на острове вас встретит уже другой автобус или «пазик». Такая схема значительно сократит время ожидания.

Байкальские цены

Ценообразование на Байкале. Первый совет: перестаньте сравнивать Байкал с курортными странами и городами! Второй совет: внимательно посмотрите на карту, составьте четкое представление о том, куда вы едете. Туризм, а следовательно, и сопутствующая инфраструктура на Байкале только-только начинают развиваться. Вы не найдете здесь гостиниц «All included» с бассейнами и пляжными барами. Здесь нет больших комфортных маршрутных автобусов. Высокие цены обусловлены труднодоступностью мест, большими денежными и трудовыми затратами при строительстве баз, отсутствием централизованной подачи электроэнергии и тепла, централизованных канализационных систем, отсутствием дорог — во многие места добраться можно только по воде.

Автор фото Александр Леснянский

 

Остались вопросы? Свяжитесь с нами

Заполните все обязательные поля!
Нажимая “Отправить” Вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных