en   de   中文
+7 (3952) 550-464
обратный звонок
Заявка на тур
Сейчас на Байкале
БайкалПрофиТур / О городе / Храмы Иркутска - история и интересные факты

Дорога к храму

Сибирь, Иркутск, как и вся наша страна, давно территория многонациональная и многоконфессиональная. Здесь живут христиане, мусульмане, иудеи, буддисты, шаманисты… Мудрость гласит: Бог един. А это значит, и люди, пусть верующие в Создателя по-разному и называющие его разными именами, должны жить в мире и согласии, хотя дорога к храму у каждого своя.

Человек не перестанет обращаться к Богу, пока ему не чужда национальная культура, ее многовековое наследие. Духовность невозможна без религии, в которой и есть живая жизнь, едва ли не основополагающая часть большой национальной культуры. Вот об этой части культуры народов, исстари населяющих Иркутск, и пойдет речь. 

 

В 1719 году город становится центром Иркутской провинции Сибирской губернии - по сути, столицей Восточной Сибири, а в 1727 году была образована Иркутская епархия. В XVIII-XIX веках в Иркутске вырастает множество православных храмов, католический костел, синагога, мечеть, которые становятся центрами духовной и культурной жизни, оказывая влияние на религиозность населения даже своим внешним видом, декором и благолепием.

Большие экономические возможности при возведении храмов представляли известную свободу для богатейшей народной фантазии, которая выразилась в причудливом сочетании архитектурных форм, в невиданном богатстве и обилии архитектурного убранства. Иркутские купцы были основными жертвователями на строительство храмов. Немало икон, церковной утвари, передано ими в храмы в память об усопших родных и близких. 

 

Богаты и содержательны были библиотеки монастырей и кафедральных соборов, где хранилась не только религиозная литература, но и светская. Многие богослужебные книги были оправлены окладами, представляющими образцы ювелирного искусства, украшены позолоченными или серебряными рельефными изображениями святых, эмалевыми застежками, крестами, выложены драгоценными камнями. Огромное значение для общей культуры и грамотности имели церковно-приходские школы, открывались школы для сирот при храмах разных исповеданий. 

 

Сибирь представляла обширнейшее поле деятельности для христианских миссионеров. В 1861 была образована Иркутская духовная миссия, главным делом которой было создание миссионерских станов в бурятских поселениях. Стан состоял из церкви и школы с пансионом, где учащиеся бесплатно жили и питались, году это особенно привлекало бурят из бедных семей. Миссионерские станы и училища переводили с русского и издавали на бурятском богословские книги. «Нельзя не признать несомненную полезность намерений православных миссий», писал государственный деятель, реформатор и законотворец М.М.Сперанский. В результате в начале XX века была открыта православная бурятская церковь, под крылом которой оказались тысячи бурят, - в христианство обращались даже бывшие ламы. Буряты – выпускники духовных училищ становились священниками и убежденно несли крест своим сородичам.

 

 Корабль-спаситель в житейском море 

Появление русских в Прибайкалье послужило началом распространения православия в крае. Сибирский историк П.А.Кравцов пишет: «Где зимовье ясачное, там и крест или впоследствии часовня, где водворение крепостное, там церковь и пушка, где город, там... и монастырь кроме церкви». И действительно, в Иркутске одновременно с острогом появляется сначала часовня, а вскоре и первая деревянная церковь - Спасская, несколько позже - каменный собор, по архитектуре напоминающий корабль. В контексте выдающейся роли Иркутска в освоении восточных рубежей российского государства можно предположить, что, помимо традиционной метафоры «храм - спасительный корабль в житейском море», такая планировка могла символизировать продвижение православия на восток. Одновременно с церковным строительством в Иркутске появились и первые монастыри. 

 

Памятники XVIII столетия - Спасская церковь и собор Богоявления - отражают стилистику русского зодчества в сочетании с «московским барокко». Вглядевшись в иркутские храмы, мимо которых проходишь каждый день, словно не замечая, как озарение, вдруг увидишь их особую устремленность ввысь, стройность, высотность, парусность и, конечно, необыкновенный декор. И подумаешь: «Они ставили церковь, как свечу Богу...» В Иркутске происходит не только становление, но и расцвет региональной школы зодчества. Возводятся каменные, богатые по отделке и удивительные по эмоциональному воздействию церкви: Крестовоздвиженская, Чудотворская, Знаменская, Тихвинская, Троицкая, Владимирская, Вознесенская монастырская. Их архитектура является местным вариантом барочного стиля, который принято называть «сибирским барокко». Это направление сложилось под влиянием различных стилей барокко (украинского, московского, петербургского), восточных мотивов декоративного убранства и традиций местного прикладного искусства. Декоративная пышность и скульптурное решение стен получили местную трактовку, основанную на использовании различных геометрических фигур, характерных для искусства сибирских народностей: квадратов, ромбов, крестов. 

 

В конце XIХ - начале XX века наиболее распространенным было подражание древним московским постройкам. Храмы отличались крупномасштабностью, богатым декоративным убранством с кокошниками, шатрами, луковичными главами. В этот период строятся Казанский кафедральный собор, Вознесенский собор в одноименном монастыре, Князе-Владимирская церковь и другие. 

 

Церкви ставились непременно на возвышенных, видных местах «…как подарки русской природе, на пригорке над рекой или озером, чтобы любовались своим отражением…»

 

«Золотая маковка не только издали светилась, как яркая, веселая игрушка, но и была ориентиром для путника...» - писал великий знаток русской культур Дмитрий Лихачев. Церкви строились сообща «всем миром». Купцы жертвовали тысячи, простой народ - рубли, а то и просто сносил еду для прокормления строителей; купцы жертвовали церкви и иконы в богатых, золотых и серебряных, нередко усыпанных драгоценными камнями в Иркутске в начале XVIll века было семь православных храмов, а к началу XX - уже Около сорока, всего на 90 тысяч населения...

 

Вознесенский монастырь 

Одной из первых культовых православных построек на Иркутской земле стала заложенная в 1672 году недалеко от Иркутска Вознесенская церковь. Иркутские летописи сообщают, что в семидесятых годах XVII века с дружиной казаков, основавших Иркутский острог, прибыл схимонах Герасим, положивший начало строительству Вознесенского монастыря. «В пяти верстах от Иркутска, вниз по Ангаре, на левом ее берегу он соорудил деревянную церковь во имя Вознесения Господня». На территории монастыря располагалось пять церквей: Смоленская, Тихвинская, Сретенская, Успенская и Вознесенская. В 1706 году была построена одна из древнейших сохранившихся к началу ХХ века церквей – Тихвинской Божией Матери. Монастырь неоднократно горел, пожар 1783 года уничтожил почти все здания. Едва ли он продолжил бы свое существование, если бы не признание святыми мощей первого епископа Иркутского и Нерчинского Иннокентия Кульчицкого, жившего в монастыре в 1727-1731 годах, человека высоких нравственных качеств, честного и неподкупного. Монастырь получает помощь, быстро отстраивается вновь, только на этот раз деревянные постройки заменяются каменными. 

 

Чудотворец Иннокентий, первый епископ Иркутский, родился в конце XVII в. Служил в Александро-Невской лавре, где обратил на себя внимание Петра I, который в намерении образовать в Пекине Русскую православную духовную миссию, направил туда владыку Иннокентия. Год без малого добирался он до Иркутска, двинулся дальше, за Байкал, и остановился в пограничном с Китаем Селенгинске. По прошествии трех лет, во въезде в Китай миссии было отказано. В 1725 г. владыка Иннокентий получил повеление переселиться в Иркутский Вознесенский монастырь. Он не отличался крепостью здоровья, но ни молитв, ни смирения плоти не оставлял, носил власяницу, по верх которой был подрясник из шкуры лося и кожаный с железной пряжкой пояс. Был у святителя обычай обходить по ночам Вознесенский храм и молиться на него. Днем он помогал тянуть сети тем, кто был на рыболовном послушании, а по ночам шил для учеников обувь чирки. 27 ноября 1731 г. святитель ушел из жизни. Почившего одели в его власяницу, поверх которой надели подрясник и шелковую мантию. Голову покрыли клобуком, в котором он ходил при жизни. Через 33 года после кончины святителя во время ремонта Тихвинской церкви было обнаружено, что тело его, одеяние и даже бархат на гробе не тронуло тление, хотя само место погребения было сырым. В летописи Иркутска записано: «В неделю Всех Святых (11 июня) 1783 г. монастырь Вознесенский сгорел, кельи все, три церкви. Велик страх был! Книги, ризы и прочее, ограда и два кедра сгорели без остатку. Осталась одна деревянная церковь Тихвинской Богородицы, где архиерей погребен». Когда церковь уже была объята пламенем, люди с ужасом ожидали, что святые мощи погибнут в огне, и просили у епископа разрешения вынести их из пещеры.

Епископ на это ответил: «Если покойный Иннокентий угодил Богу, то ради его нетленных мощей Всемогущий спасет и церковь». И тотчас огонь начал ослабевать. Тихвинская церковь лишь обгорела снаружи. Указом Святейшего Синода, тело архирея, пробывшее нетленным многие годы, не тронутое огнем в пожаре 1783 г., признается святыми мощами и помещается в кипарисовый гроб и раку из чистого серебра. О событиях, развернувшихся вокруг обители после 1917 г. свидетельствуют документы: в январе 1921 г. «нетленное тело Иннокентия Кульчицкого обнажено и оставлено в храме открытым... храм охраняется военным караулом, в марте мощи увезены из Иркутска»... Мощи считались безвозвратно утерянными. В 1990 г. в подсобном помещении ярославской церкви были обнаружены неизвестные мощи. На кафедре судебной медицины Ярославского мединститута была проведена экспертиза. Описание мощей, сделанное ярославскими медиками, полностью(!) совпало с данными акта, составленного в 1921 г. в Иркутске. Сегодня рака с мощами св. Иннокентия Кульчицкого хранится в Иркутском Знаменском соборе.

 

В 1872 году по проекту В.А.Кудельского на месте одноименной деревянной церкви был воздвигнут величественный храм Вознесения Господня из пяти восьмигранных глав. Над западными святыми воротами возвышалась стройная, как свеча, трехъярусная Колокольня со звоном из тринадцати Колоколов, построенная в 1881 году по проекту архитектора Г.В.Розена. Иркутский Вознесенский монастырь стал одним из первых очагов просвещения в Сибири. В 1725 году в монастыре была учреждена школа «мунгальского языка» и славяно - русская, в которой шло преподавание русского, церковно-славянского и латинского языков, а также рисовальная школа обучения церковной живописи.

 

Из всех монастырских зданий и церквей сохранились два братских корпуса, школа, библиотека, баня и ризница – в них жили люди и были продовольственные склады. Обезглавленная Успенская церковь стала клубом, освященный колодец - общественным туалетом. С недавних пор прихожане пытаются возродить Успенский храм, здесь вновь проводятся службы; на месте Тихвинской церкви, где были обнаружены нетленные мощи святителя Иннокентия, теперь поставлена колокольня. Многие даже питают надежду на то, что история самого Вознесенского монастыря еще не окончена - ведь начиналась она тоже не гладко...

 

Спасская церковь (храм во имя Cпаса Нерукотворного образа)

В начале XIX века Спасская церковь была расписана не только внутри, но и снаружи. Роспись на фасадах включает лики святых и многофигурную композицию, сюжеты которой навеяны историей Иркутска. Внутренние росписи не сохранились. На южном фасаде изображение Св. Митрофана Воронежского чудотворца помещено в киоте над порталом, Никола Мирликийский украшает стену под карнизом четверика, а на стене апсиды – изображение плащаницы с Образом Спаса Нерукотворного.

 

О Появлении Образа церковное предание рас сказывает: в сирийском городе Едессе правил царь Авгар, болевший проказой. Надеясь на помощь Господа, царь хотел помолиться перед его изображением. Для этого Авгар послал в Иерусалим своего художника с письмом ко Христу. Господь сам подозвал посланника, велел принести кувшин с водой и плат. Умывшись, Спаситель отерся этим Платом, и на нем запечатлелся его Нерукотворный Образ. Приложившись к святыне, Авгар тут же получил полное исцеление. На Руси сложился особый Нерукотворного образа – «Спас мокрая брада» — изображение, в котором борода Христа сходится в один вид тонкий кончик.

 

Каменную Спасскую церковь (1706-1713) на бывшей Тихвинской площади ставил мастер Моисей Долгих — творец первых каменных строений Иркутска. До 1739 года церковь была соборной, затем ее причислили к приходским храмам. Церковь сооружена по типу посадского храма в древнерусских традициях. Одноглавый бесстолпный храм типичен по форме построения для Руси XVII века.

 

Первоначально первый этаж использовался под кладовую «мягкой рухляди» и воеводской казны, позднее придел освящен в зимнюю церковь во имя Николая Чудотворца. Построенная позже массивная ярусная колокольня отличается от храма пропорциями и фасадным декором, который позднее назовут «сибирским барокко»: заглубленные панно, многоступенчатые наличники. В 1931 году церковь закрыли, в течение 30 лет в ней находились различные организации, ремонтные мастерские. По проекту архитектора Галины Оранской проведена реставрация, и с 1983 года здесь располагался выставочный зал краеведческого музея, сейчас церковь передана епархии.

 

В церкви находились первые часы Иркутска с перечасьем, они били каждые полчаса. Циферблата и стрелок не было. Устроены они были на колокольне, позже, когда здание стало разрушаться и произошел пожар, часы перенесли на Сергиевскую башню острога. Это была многоярусная и самая красивая из Острожных башен. Ее построили примерно в то же время, что и Спасскую, да и весь острог, - около 1670 года.

 

На восточном фасаде на всей плоскости второго яруса от крыши до карниза четверика располагается панно. Слева распространенный в иконографии сюжет «Крестный вход в воду», но ему придана здесь местная окраска. Считается, что композиция показывает крещение бурятского населения. Правая часть композиции изображает обряд причисления к лику святых первого иркутского епископа Иннокентия Кульчицкого. В центре запечатлен обряд крещения Христа.

 

К 350-летию Иркутска рядом с храмом поставлен памятник Петру и Февронии. Супруги правили в Муроме в конце XII – начале XIII века, жили счастливо и умерли в один день. Издревле они считаются покровителями семейного счастья, супружеской любви и верности, хранителями семьи и драка. Петр и Феврония канонизированы.

 

Останки первых иркутян, поднятые во время археологических раскопок около Спасской церкви, преданы земле. Под ажурными коваными сводами лежит глыба серого гранита весом в 2,5 тонны. На ней высечен барельеф Иркутского острога, а внизу надпись: «Основателям города Иркутска от благодарных потомков». Скульптор памятника – Илья Ставский. Стены крипты собраны из бетонных панелей. Высота подземного сооружения около трех, а диаметр – почти шесть метров. Девятьсот ковчежцев с древними останками нашли свое последнее упокоение в крипте около храма. Больше половины останков первых иркутян - со Спасского некрополя, остальные – с других городских старинных кладбищ.

 

Собор Богоявления (собор Явления Господня)

 

Богоявленский собор – подлинное украшение Иркутска. История храма начинается почти с самого основания города. Первый, деревянный, Богоявленский собор был построен жителями Иркутского острога в 1693 году, в 1716-м он уничтожен пожаром, на его месте в 1717 году было начато строительство каменного соборного храма. Первым освятили придел во имя Петра и Павла – в 1724 году; строительство главного храма растянулось на 20 лет, освящен он был во имя Богоявления Господня в 1746 году.

 

Не потому ли столь выразителен наряд памятника , что в нем слились воедино древнерусские узоры , барочные мотивы и орнаменты, заимствованные из сокровищницы сибирских народов? Богатый декор на фоне белых стен причудлив и обаятелен, что свойственно народному искусству. Нарядные наличники с волютами , кокошники , сложный карниз , рисунок которого повторяется в храмах « сибирского барокко ». С середины XVIII столетия в Иркутске бурно развиваются ремесла. Были и колокольных дел специалисты, и колокольный завод. В 1797 году был отлит колокол весом в 761 пуд (почти 12 тонн).

 

Богоявлением праздник называется потому, что при крещении Иисуса Христа явилась миру Пресвятая Троица: Бог Сын крестился в Иордане, Бог Отец свидетельствовал о нем голосом с небес: « Ты Сын Мой », и Дух Святой сошел в виде голубя. Православный мир празднует этот день 19 января в память о принятии крещения Иисусом Христом в водах реки Иордан в возрасте 30 лет. Перед выходом его на служение спасению мира Богом был Послан пророк Иоанн Предтеча (то есть предшественник), чтобы приготовить людей к принятию Христа. Святой Иоанн Предтеча проповедовал при реке Иордан и крестил приходивших к нему крещением покаяния. Когда же Иисус Христос пришел к нему, чтобы также креститься, Иоанн останавливал его, говоря: «Мне надобно креститься от тебя, и ты ли приходишь ко мне?», но Христос настоял на этом для того, чтобы « Исполнить всякую правду» Исполнить закон, «водами погребсти человеческий грех », освятить воду и подать людям себя и пример Крещения. С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения .

 

Столь примечательную отливку – сибирский царь - колокол – назвали Большим колоколом и решили специально для него выстроить колокольню. Две звонницы при одном храме – явление довольно редкое в церковном зодчестве. Вторую колокольню построили в стиле русского классицизма и в звонницу водрузили колокол. На десятки верст окрест был слышен Большой колокол. До наших дней он, увы, не сохранился. Во время пожара 1879 года колокол растопился и стек на землю. Что же касается колокольни, то ее ценность заключается в том, что в европейской части России уже не возводили таких колоколен, а Сибирь следовала традициям XVI века. Этим собор просто уникален! Таких шатровых колоколен в Сибири только две – в Енисейске и Иркутске.

 

В 1894 году завершается строительство Казанского кафедрального собора, в который была перенесена кафедра Иркутской епархии, что означало потерю Богоявленским храмом статуса кафедрального собора.

 

После Октябрьской революции собор был закрыт для верующих. В здании разместился Кондитерский цех хлебозавода. Храм неоднократно подвергался изменениям под производственные нужды завода, четверик был разделен на несколько этажей под общежитие. В 1984 году началась реставрация собора, в 1994 - м собор передан Иркутской епархии. Собор Богоявления традиционное место открытия фестиваля «Сияние России».

 

Бесконечно варьируются мотивы растительного орнамента: вазы с буйным полыханием цветов, трав, растений (по славянским преданиям Цветы символ добродетелей и песнопений, Виноградная лоза – образ рая); вот Птица Сирин, здесь единоборство Льва с единорогом, здесь вещий Китоврас... Изразечник, по-видимому, был выходцем из Соликамска: форма иркутских изразцов с высокими краями встречается в изделиях тамошнего производства. Этих изразцов около трехсот. 

 

Крестовоздвиженская церковь (во имя Воздижения Животворящего Креста Господня)

 14 сентября православные празднуют Воздвижение Креста Господня - один из 12 Главных праздников православной церкви . B день Крестовоздвижения вспоминают, как равноапостольная царица Елена в 326 году около горы Голгофы в Иерусалиме нашла Крест, на котором был распят Иисус Христос. Христиане, узнав об этом событии, собрались к месту, где был обретен (найден) Крест Господень. Всем хотелось приложиться к святому Кресту. Но из-за множества народа сделать это было невозможно, и все стали просить показать его. Тогда патриарх Макарий встал на возвышенном месте и, чтобы всем было видно, несколько раз воздвигал (поднимал) его. Народ же, видя Крест спасителя, кланялся и восклицал: «Господи помилуй!»

 

Также Церковь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Церковь Воздвижения Креста. Никакая другая церковь не является столь загадочной и не вызывает столь пристального внимания, как Крестовоздвиженская. В летописях города Иркутска Нит Романов сообщает: «В 1717 начата у Креста строитца церковь деревянная». Двухэтажная церковь была построена на Крестовском холме, у подножия которого долгое время стоял древний деревянный крест, отмечавший место постройки будущего женского монастыря. Монастырь построили в другом месте, а там, где был крест, поставили церковь в честь Святой Троицы. Народ, однако, называл церковь Крестовоздвиженской или Крестовской.

В 1747 году заложили каменную церковь, строительство ее закончилось к 1760 году. Новую церковь, как и прежнюю, нарекли Троицкой, но в народе упорно держалось название «Крестовская», и это название решено было узаконить. Храм был освящен в честь Воздвижения Креста и официально стал Крестовоздвиженским. Несомненно, это красивейшая и самая загадочная церковь в городе. В общей композиции храма усматривается ступенчатый субурган буддийской архитектуры.

 

В 1933 году церковь закрыли и разместили антирелигиозный музей, поэтому можно сказать, церкви повезло – она сохранила не только свой первоначальный облик, но и иконостасы, выполненные в стиле « сибирского барокко». Это единственный храм в Сибири, в котором полностью сохранились интерьеры XVIII века. А дальше хроника такая: в 1943 году храм вернули верующим. Долгое время фасады церкови были абсолютно белыми, и орнамент на стенах выглядел как изысканное кружево. Позже ей вернули первоначальную окраску, часть орнамента – кирпично-красного цвета. Крестовоздвиженская церковь не просто украшает Иркутск, но является одним из градообразующих зданий. Она красуется в центре города, а когда - то это место было началом дороги на Байкал. Размещение храма на возвышении, у пересечения главных улиц города, обеспечивает цельное восприятие памятника среди окружающей деревянной застройки.

 

Обильные орнаменты заполняют все Стены фасада сложнейшими узорами из геометрических фигур, что часто встречается в декоративно - прикладном Искусстве бурят. Неизвестный мастер создал не просто сложный и красивый декор, специалисты полагают, что в орнаменте зашифровано некое семантическое послание, смысл которого еще предстоит разгадать. 

Знаменский монастырь

Икона знамение пресвятой Богородицы — одна из почитаемых в русском православии икон. Чудеса, приписываемые иконе, относятся к 1170 году, Когда войска Андрея Боголюбского осадили Новгород. Новгородцы начали молиться Господу о чуде. Архиепископ Новгородский Иоанн услышав глас, повелел вынести ему из церкви Икону пресвятой Богородицы и обнести ею крепостную стену. Во время крестного хода осаждающие выпустили тучу стрел, одна из них поразила лик Богородицы. Из глаз ее полились слезы, и она обратила свой лик к новгородцам. В это время враги с неизъяснимым ужасом побросали оружие и стали поспешно отходить. Новгородцы преследовали противника и одержали полную победу

 

Иркутский во имя Знамения Пресвятой Богородицы женский монастырь начал строиться в километре от Иркутского острога на правом берегу Ангары в устье Иды (Ушаковка). К 1693 году была построена первая деревянная церковь. Петр І придавал большое значение христианизации нерусского населения Сибири и поэтому торопил с открытием монастыря. Он пожертвовал монастырю Евангелие художественной работы с собственноручной подписью: «Книга, глаголемая Евангелия от Благочестивейшаго, великого Государя, Царя и Великаго Князя Петра Алексеевича, всея Великие, и малыя, и белыя России Самодержца, жалованная в девичий монастырь Знамения Пресвятые Богородицы, Иркутский, года 1708». Это раритетное издание – гордость обители . В 1757 году на средства иркутского купца И.Бечевина в монастыре было заложено каменное здание Знаменской церкви . Главный храм был освящен около 1765 года , Впоследствии к нему были пристроены приделы. Архитектура церкви еще близка к древнерусскому зодчеству (декоративные фасады, спаренные колонки, кудри в оформлении окон). Вместе с тем памятник несет элементы «сибирского барокко»: применены геометрические рельефные композиции ромбов, квадратов, окружностей.

 

С 1991 года в Знаменской церкви покоятся вновь обретенные мощи святителя Иннокентия Кульчицкого.

 

Знаменский монастырь был мощным очагом духовной культуры. B своем внутреннем управлении он следовал уставу, принятому в российских монастырях, по которому главная забота настоятельницы была «В сестрах своих укрепить веру в Бога, согреть сердце их любовию к Богу и ближнему и укрепить их в подвигах иноческого жития», Была открыта церковно -приходская Школа, действовал приют для детей. В школе для девочек обучали чтению, письменной грамоте и церковному пению. Монастырь славился свои ми мастерицами. Здесь шили парадные священнические одежды, плащаницы, ризы на иконы и другие богослужебные предметы. Шили по заказам горожан и светские одежды: наряды для невест, дамские платья, башмаки и многое другое, занимались также художественной стежкой одеял. Монахи ни великолепно владели различными техниками шитья: лицевым, золотошвейным шитьем, вышивкой цветной и белой гладью, бисером и драгоценными камням.

 

На территории монастыря нашли свое последнее пристанище уважаемые и почетные граждане города: похоронены Известные купеческие династии: Трапезниковых, Котельниковых, Родионовых, Голдобиных, игуменьи монастыря. Здесь покоятся Е.И.Трубецкая с детьми, декабристы Н.Панов, П.Муханов, В.Бечаснов, а также выдающийся мореплаватель, иркутский купец, основавший первые поселения Русской Америки, Григорий Шелихов, «Колумб росский», как называли его современники.

 

Русские страницы Америки... И иркутский купец, великий русский землепроходец, открыватель земель, ученый, оставивший след на всех картах мира, спит, прикрытый монументом, стоящим «все на все 11760 рублей», поставленным «горестной вдовой с пролитием слез», а стороны обелиска украшают портрет его с медалью на груди, шпага, подаренная в знак награды за отвагу императрицей, морские карты и инструмент для определения долготы и широты, мраморная колонна с отсеченной верхушкой жизнь пре рвана на середине рог изобили, из которого в императорскую казну сыпались несметные богатства, да стихи Гавриила Державина: «Колумб здесь росский погребен, преплыл моря, открыл страны безвестны…»

 

Шелихов Григорий Иванович (1747-1795) родился в богатой семье старинного купеческого рода. Приехав в Иркутск, он занялся скупкой пушнины, разбогател, стал пайщиком восьми разных компаний; женитьба укрепила его финансовое положение. Путешествия в сторону Американского континента начал в 1783 году с острова Беринга (Командоры).

 

На острове Кадьяк основал поселение, в течение 20 лет бывшее центром Русской Америки. Еще несколько пунктов заложил на северо-западных берегах залива Аляска. Шелихов автор плана хозяйственного освоения Курил и проекта изыскания Байкало-Амурского транспортно - торгового пути , почти совпавшего с Байкало - Амурской магистралью. Главная его за слуга - фактическое присоединение к владениям России Алеутских островов и Аляски. «За усердие ... в открытии неизвестных земель и народов » в 1788 г. был награжден серебряной шпагой и золотой меда лью. В программе «реконструкции» Русской Америки он предусматривал установление государственных границ российских владений по «матерой земле» и островам Тихого океана, строительство судоверфей, расширение внешней торговли края и закрепление за Россией земель в Калифорнии. Шелихов обладал необыкновенным умом и энциклопедическими знаниями. У него были недюжинные способности предпринимателя и организатора , умение налаживать деловые связи и разумно рисковать. Его отличали прекрасная осведомленность в торгово-промышленных и финансовых вопросах, неспешность и гибкость в принятии решений, интуиция. За заслуги Шелихова перед Отечеством его вдова и девять детей по указу Павла 1 были возведены в дворянское достоинство. Имя Шелихова носят залив Охотского моря, пролив между островом Кадьяк и Аляской, город в Иркутской области. 

 

Троицкая церковь 

Оформление наличников выполнено в традиции древнерусской архитектуры и «Сибирского барокко» (рисунок картушей). Четко про рисованные карнизы, Вдавленные панно -характерные черты декоративного убранства « Сибирского барокко».

 

Святая Троица – один из центральных образов православия. Троицкая церковь (1750-1778) — наиболее яркий образец «сибирского барокко» в Иркутске. В композиции здания явно прослеживается связь с деревянными ярусными храмами, распространенными на территории Иркутской епархии в середине XVIII в. Троицкая церковь не подвергалась переделкам и обновлениям - редкий случай для архитектурного памятника города. Церковь имеет придел святых апостолов Петра и Павла вместе с главным престолом Святой Троицы и придел во имя Рождества Богородицы.

 

В тридцатые годы Троицкий храм был закрыт, иконостасы уничтожены, а роспись XVIII века закрашена. Храм был приспособлен под общежитие и склады, а с 1949 года передан под планетарий. Иркутский планетарий, безусловно, внес большой вклад в культурную жизнь города, долгие годы он был единственным планетарием от Томска до Благовещенска. Лекции авторитетных ученых, демонстрация слайдов и видеоматериалов по астрономии привлекали сотни человек.

 

Планетарий закрыли в связи с аварийным состоянием помещения: фундамент местами сгнил, на фасадах здания пошли трещины. В 1991 году засиял золотом один из куполов, засветились белизной восстановленные узоры наружных стен, вернулись на место кованые двери и решетки. В 2003 году в Страстную пятницу были подняты на звонницу колокола и возвестили пасхальную славу, оповещая о возрождении еще одного иркутского православного храма.

 

Догмат о Пресвятой Троице – основа христианского вероучения. Одна из трех главных православных икон Святая Троица. Перед иконой молятся о прощении грехов. Она считается исповедальной, и самые серьезные, самые глубокие и драматические ситуации могут быть разрешены в молитве этому троичному образу. 

 

Храм во имя Казанской иконы Божией матери

 

Образ Казанской Пре святой Богородицы относится к Иконам Одигитрия (Путеводительница). История иконы такова. 1579 год. Казань полыхает, в кремле страшный пожар, сгорела и церковь.

 

Многие злорадно посмеиваются: где же ваш Бог, что церковь-то сгорела? И ведь правда, может, неугодно Богу, что обращаются ко Христу из ислама? В том огне остались без крова многие семьи. У стрельца Даниила была дочка. Одной ночью ей явилась во сне Матерь Божия. И не просто явилась, а повелела свою икону из-под земли достать. Сон повторился трижды. Тогда решили проверить слова Девочки, отправились на место, где, как она помнила из сна, должна была находиться икона. Начали копать. И точно — икона Пресвятой Богородицы. Видимо, давно тайные исповедники христианства в иноверческом стане так спрятали икону. Икону перенесли в Благовещенский собор первый православный храм Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Сразу поняли, что икона чудотворная, – во время крестного хода обрели зрение два слепца. И те, кто еще несколько дней назад насмехался над православной верой, спешили к иконе с просьбами: Царица Небесная, помоги, вразуми, исцели!

 

Церковь во имя Казанской иконы Божией Матери построена к Пасхе 1892 года в Ремесленной слободе «Тщанием потомственного почетного гражданина, золотопромышленника, исследователя Севера и Сибири, мецената А.М.Сибирякова». Храм воплотил высокое смысловое содержание православной веры: Казанская Богоматерь – заступница земли Русской! Строил храм архитектор барон Г.В.Розен, оставивший заметный след в архитектуре Иркутска (музей ВСОРГО, сиропитательный дом Базанова и другие).

 

Одобрив проект и указав, что «храм этот, могущий вместить в себя до тысячи человек, по размерам и пропорциям прочен и устойчив», он отмечает и недостатки: «Греко-византийский стиль в фасадах не вполне выдержан, остроконечная крыша и луковицы на куполах к нему не идут, купол для колоколов с несимметрично расположенными выступами для лестниц следует признать спроектированными неудачно и портящими эффект прекрасно в остальном придуманного храма».

 

Это единственный документ, относящийся к проекту церкви, но он, к сожалению, не дает фамилии архитектора , автора этого проекта. После революции Богородице-Казанская церковь оставалась действующей еще 18 лет. Люди шли к ней со своими печалями и радостями: весь круг жизни – от крещения до отпевания – был связан с церковью . Но в 1936 году церковь постигла судьба почти всех храмов России –она была закрыта. Менялись хозяева, каждый внес свою лепту в ее разрушение. Здесь был склад , курсы киномехаников, завод «Сибирский сувенир». В здании церкви появились межэтажные перекрытия, капитальные перегородки и многочисленные переборки. Памятник не раз горел, многочисленными «любителями старины» на его стенах оставлена масса автографов и иных следов культурного беспредела ...

 

Сегодня Богородице-Казанская церковь, восстановленная в первоначальном виде, свидетельствует о великом таланте иркутских мастеров, сумевших создать такой неповторимо красивый храм-памятник на века.

 

Искусные резчики, позолотчики, серебряных дел мастера, Иконописцы приняли участие в оформлении внутреннего убранства храма. Иконостасы и царские врата украшены изящной золоченой резьбой. В главном иконостасе находится резное по серебреное изображение Святого Луки. в Ярославле были отлиты девять коло колов: праздничный большой, воскресный, повседневный и шесть малых. Внутренние росписи выполнены иркутскими мастерами. В устроении Казанской церкви участвовали не только священники, «немало забот и труда положившие на украшение и благолепие приходского храма», но и состоятельные прихожане, жертвовавшие деньги и дарившие иконы, священные сосуды и Книги, шитые золотом покровы и облачение для священников.

 

Харлампиевская церковь (Михаило-архангельская)

Немало теряли иркутские купцы в долгих и трудных плаваниях по морям, а главное – сотоварищей, мореходов, и по возвращении, в благодарение Богу за счастливый исход плавания, в память о погибших, они ставили церковь.

 

Не случайно храмы, поставленные мореходами, походят на парусники, а их «борта» украшают картуши, очень похожие на картуши старинных мореходных карт. Клейма – вот так можно образно назвать картуши. Клеймо печать эпохи великих морских открытий. Харлампиевский храм отразил успехи мореходов и дал изумительный стиль в архитектуре – «русский стиль морских открытий».

 

Архангел Михаил — один из высших ангелов. Священное Писание учит, что кроме физического существует духовный мир, населенный раз умными, добрыми существами, ангелами. «Ангел» на греческом языке значит вест ник. Приставка «арх» K некоторым ангелам указывает на их более возвышенное служение сравнительно с другими ангелами. Архангел Михаил изображается как главный борец против всякого беззакония среди людей. Отсюда его церковное именование «архистратиг», старший воин, вождь. Церковь по читает архангела Михаила как защитника веры и борца против всякого зла. На иконах его изображают с Огненным мечом в руке или ко пьем. Церковь празднует день всех архангелов 8 ноября.

 

Первая, деревянная, Харлампиевская церковь была заложена в 1738 году и стала шестым посадским храмом в Иркутске. Церковь простояла 28 лет, и прихожане начали сбор средств на строительство каменного здания. Заложили церковь в 1777 году , а в 1782 - м освящается престол во имя Архангела Михаила , через два года – придел во имя священномученика Харлампия. Святой Харлампий считался в народе покровителем чиновников, охранял от оспы и чумы, его почитали как хранителя от внезапной, без покаяния, смерти и строго соблюдали праздник 23 февраля.

 

Строительство было окончено к 1825 году. Эффектность объемного построения, острота силуэта, изящные картуши над окнами, рельефные дуги и завитки и сегодня восхищают изысканностью. В Харлампиевской церкви моряки получали благословление перед уходом в плавание. В 1904 году Александр Колчак венчался здесь с Софьей Омировой, и здесь же его благословляли в походы по реке Лене к Северному Ледовитому океану. С 1841 года церковь начинает заниматься обучением детей, в 1865 - м открывается приходское училище, в 1894 - м – И.С.Хаминов, староста и жертвователь церкви, открывает на свои средства приют для слепых, в котором не только обеспечивали проживание, но и учили грамоте по системе Брайля, музыке, рукоделию, прочим ремеслам.

 

Действующей церковь просуществовала до 1931 года, и «Ввиду острого жилищного кризиса» здание было передано под студенческое общежитие – объем поделен перегородками на несколько этажей и ряды комнат, большие иконы, оставшиеся в храме, использованы как столярный материал для изготовления дверей. Церковное имущество и архив переданы краеведческому музею. Хозяином здания была и библиотека университета, и оно сдавалось в аренду различным организациям.

 

Иркутск всегда преследовали два стихийных бедствия Пожары и землетрясения, которые происходят и сегодня. Так, в пожаре 1879 года в Харлампиевском храме выгорели верхние приделы, пострадали Колокольня и ограда. Много раз храм страдал и от разрушительных землетрясений. Вот как отражено землетрясение декабря 1867 года в «Иркутской летописи»: «2 ч . 18 мин. пополудни раздался сильный удар землетрясения. В городе закачались и затрещали все строения, колокола зазвонили во всех церквах сами собой, люди не могли держаться на ногах. На Ангаре и Ушаковке был сильный шум и треск от ломающегося льда, а в городе от растрескавшейся земли в каменных строениях сделались значительные трещины. Затем подземные удары, но уже легкие, продолжались почти беспрерывно в продолжение дня и всю ночь на 1 января 1868 г.»

 

В 1998 году Харлампиевская церковь возвращена Иркутской епархии. Первый крест над обновленным куполом алтаря установили на пожертвования иркутян в 2005 году, в 2006 - м подняли большой трехтонный Благовест на возведенную колокольню.

 

Настоятелем храма с 1912 по 1920 год был Василий Флоренсов, ученый, переводчик с бурятского и монгольского языков, им было переведено Святое Евангелие, составлена книга для чтения на бурятском языке.

 

Казанский кафедральный собор 

17 апреля 1875 года был торжественно заложен новый собор по проекту архитектора В.А.Кудельского. Проект фасада собора неоднократно изменялся, поскольку не удовлетворял столичные власти в художественном отношении. На одном из вариантов проекта Александр III досадливо написал: «Безвкусие порядочное, но нечего делать». К июню 1879 года стены собора были возведены на высоту второго яруса окон, но страшный пожар, уничтоживший половину города , приостановил строительство на шесть лет. После пожара руководить работами был приглашен архитектор барон Г.В.Розен, представивший свой проект восстановления храма в русско византийском стиле. Освящение главного придела во имя иконы Казанской Божией Матери состоялось в январе 1894 года, последовательно были освящены остальные престолы.

 

Собор возвышался на берегу Ангары, недалеко от Спасского и Богоявленского храмов, являя собой своего рода символ культурного расцвета и богатства Иркутска конца XIX - начала XX века. Расположенный в центре города, храм не только доминировал над окружающей застройкой, но и зрительно объединял другие храмы, что создавало неповторимый живописный силуэт города.

 

Евфим Андреевич Кузнецов, иркутский миллионер-золотопромышленник на сооружение собора сделал пожертвование 250 тысяч рублей: «Я имею на себе обет, данный Господу Богу в дни испытаний моих, когда боролся с лишения ми и опасностями ... Обет сей много лет носимый в душе моей... В том состоит, чтобы собственными средствами, без всякого сторонняго вспомоществования, но своеобразно с требованиями времени, воздвигнуть в Иркутске Кафедральный Собор». При этом он не стал ставить каких - либо условий, а лишь Скромно понадеялся, что «смиренный задатель, воскрешаем в памяти служителей алтаря Господня не изсякаемою благотворительностию своею, Конечно, обрящет отраду, что имя его не забудется при жертвах и молениях, возносимых к Богу».

 

Летописец Нит Романов свидетельствовал, что собор «был четвертым провинциальным по величине и красоте внутри и снаружи». Собор украшал город неполные 40 лет. В 1930 году собор закрыли, а в 1932 - м отдел охраны памятников подписал приговор собору, отказавшись от предложения приспособить его под музей. Собор отнесли к разряду зданий, не представляющих исторической и художественной ценности, и решили снести. В том же, 1932 году Казанский кафедральный собор разрушили. После выравнивания остатков собора уровень Тихвинской площади поднялся почти на метр. В 2000 году перед зданием администрации Иркутской области была поставлена часовня во имя Казанской иконы Божией Матери – точная копия одного из куполов разрушенного собора.

 

Владимирская церковь (церковь Владимирской иконы Божией матери) 

Владимирская Икона Божией Матери – одна из самых почитаемых икон Пресвятой Богородицы. Это единственная икона в России, дошедшая до наших дней в первозданности. По преданию, Влади мирская икона Божией Матери написана святым апостолом евангелистом Лукой еще при жизни Богородицы на доске стола , за кото рым совершало трапезу Святое семейство. В начале ХII века патриарх Лука послал копию с нее в дар великому князю киевскому Юрию Долгорукому. Сын его Андрей (Боголюбский) перенес икону во Владимир, устроил там храм и монастырь в честь Рождества Божией Матери. С тех пор эта Икона стала называться Владимирской. Русская православная церковь установила три празднования Владимирской иконе Божией Матери. Каждый из дней празднования связан с избавлением русского народа от порабощения врагами по молитвам к Пресвятой Богородице: 8 сентября – в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году; 6 июля - в память избавления России от ордынского царя Ахмата в 1480 году; 3 июня — в память спасения Москвы от крымского хана Гирея в 1521 году.

 

По народному преданию, первая Владимирская церковь с двумя приделами была построена в 1718 году на средства блаженного Данилушки, собравшего их подаянием, потому и саму церковь прозвали Владимирско-Данилушковой. В 1775 году вместо нее на средства иркутского купца Якова Протасова была заложена монументальная двухэтажная каменная Владимирская церковь. Церковь эта по архитектуре стоит несколько особняком в ряду храмов «сибирского барокко». Необычным объемом с пятиглавым храмом она напоминала зодчество Древней Руси.

 

В декоре отразилось влияние местных художественных традиций: углы храма заполнены исконно сибирскими заглубленными панно крестообразной и прямоугольной форм. При церкви существовали богадельня и лавка для продажи церковных свеч, построенная на средства старосты церкви. Церковь была приведена «в самое лучшее состояние», но 22 июня 1879 года, накануне храмового праздника Владимирской Божией Матери, в 6 часов вечера церковь загорелась.

 

Поскольку вал огня шел верховой, то в первую очередь сгорел верхний этаж храма с двумя иконостасами и церковным имуществом. Первый этаж был спасен прихожанами, церковное имущество сложено на берегу Ангары у Московского перевоза. На следующий день после пожара все имущество было перевезено в Чудотворскую церковь. Возобновившийся 24 июня пожар дошел и до Чудотворской церкви, которая сгорела вместе со спасенным имуществом Владимирского храма. После пожара церковь долго ремонтировали. В 1934 году Владимирскую церковь переименовали в кафедральный собор, однако в мае 1938 года собор был закрыт. Сначала там устроили клуб мединститута, затем швейную фабрику, позже здание передали Восточно - Сибирскому аэрогеодезическому предприятию. После значительных перестроек церковь утратила первоначальный облик. В 1998 году здание было возвращено верующим, и в нем разместилась женская православная гимназия.

 

В России еще со времен Николая I существовал запрет на выезд евреев за определенную территорию (так называемая черта). Сибирь была для евреев запретной на въезд и проживание зоной. Тем не менее численность их в Сибири росла. В начале XX века евреи составляли 10 процентов населения Иркутска и были второй по численности конфессиональной и третьей этнической группой на селения города. Основу диаспоры составляли Ссыльные, каторжные, а также еврей, получившие право на повсеместное проживание в пределах Российской империи, - купцы первой гильдии, мастера, ремесленники, евреи, имеющие высшее образование и ученые степени. Костяк Иркутского еврейского общества составляли люди образованные, предприниматели, вольнодумцы и профессионалы в своем деле. Сибирь евреи называли « краем меда и молока» - здесь были отличные перспективы для торговли и предпринимательства. Можно сказать, что в Сибирь, в частности в Иркутск, стекался цвет еврейского общества России. Сформировался совершенно особый тип еврейского общества - «сибирские евреи. Их численность среди иркутских купцов доходила до 64 процентов. 

Синагога 

Большая часть магазинов и усадеб города, составляющих сейчас архитектурную гордость Иркутска, принадлежала еврейскому купечеству. Вот только несколько достопримечательностей: дом купца Д.М.Кузнеца, благотворителя, мецената, образованнейшего человека; дом Файнберга — долгое время в нем располагался отдел редких книг библиотеки им. И.И.Молчанова Сибирского; торговые магазины по улице Большой (К.Маркса), принадлежавшие известному меценату и благотворителю С.Кальмееру, и многие другие здания, в том числе синагога, построенная в 1879 году по проекту иркутского архитектора В.А.Кудельского, - ведь еврей всегда свято хранили обычаи своей веры. Это старейшая в России действующая синагога.

 

Здание имеет интересную пластику фасадов, Т - образный план, постройку завершает шестиконечная звезда на крыше. В синагоге была устроена одна из самых богатых библиотек города. После закрытия синагоги в 1932 году ее имущество, в том числе и библиотека, были переданы сначала музею атеизма, а потом художественному и краеведческому музеям города. В здании были размещены государственные учреждения, общежитие мединститута. В 1993 году здание синагоги было официально передано еврейскому религиозному обществу.

 

За всю историю существования синагога трижды горела. После пожара 2004 года благодаря немногим сохранившимся фотографиям воссоздана большая часть интерьеров. При ремонте был обнаружен замурованный в стене синагогиальный ковчег теперь свитки Торы, священной книги иудеев, возвращены на место. Перед входом в молитвенный зал помещена мезуза – священный пергаменный свиток, где записаны две главные молитвы из Торы. Всякий входящий в здание прикасается к мезузе. Считается, что она охраняет от плохих мыслей и событий. В синагоге проходят уроки изучения Торы, лекции по культуре, истории и традициям еврейского народа. Молитвенный зал – сердце синагоги – занимает почти половину площади здания. 

 

Римско-католический костёл 

Выстроенный в 1825 году костел во имя Вознесения Божией Матери представлял собой одноэтажное деревянное здание. Гибель костела в пожаре 1879 года заставила католическую общину принять меры по строительству каменного здания. Проект костела был разработан Ю.Тамулевичем.

 

Восьмого декабря 1884 года храм был освящен, и началось богослужение. Главный алтарь дал название всему храму – Иркутский римско-католический костел во имя Успения Пресвятой Девы Марии. Главный алтарь «прекрасной ажурной работы из дерева» посвящен Успению Божией Матери и выполнен по рисункам В.Коперского.

 

Органа, звуки которого сопровождают католическое богослужение, в костеле не было, на хорах стояла фисгармония американской фирмы «Сторн и Кларк».

 

Иркутск обогатился уникальным зданием, ярким образцом культовой архитектуры в позднеготическом стиле, пройти мимо, не заметив, — невозможно.

 

В конце 30-х годов прошлого века католическая община была распущена, богослужение прекратилось. В здании костела разместилась Восточно Сибирская студия кинохроники. В 1974-1978 годах были проведены работы по реставрации храма. В здании намечалось открыть музей истории поляков в Сибири, однако открыли органный зал областной филармонии.

 

Был установлен концертный орган немецкой фирмы «Александр Шуке» — говорят, изготовленный по чертежам самого Иоганна Баха. С этого времени началась новая история костела, которую искусствоведы назвали «последним оплотом органного искусства на востоке России». На первом этаже храма размещается часовня для совершения ежедневной литургии.

 

 

Большой кафедральный собор непорочного сердца Божией матери (Богородицы)

Построен в 2000 году в стиле модерн. Автор первоначального проекта собора и здания курии — польский архитектор А.Хвалибог. Проектировщиком интерьера алтарной части храма, часовни Покаяния и Мира, а также ограждения стал польский художник и скульптор, профессор В.Кучма.

 

Еще при строительстве в здание были заложены камни с Голгофы, с горы Преображения Господня, из Назарета и Фатимы, реликвии Святого Креста, мощи св. Терезы, младенца Иисуса и св. Рафаила Калиновского. В качестве христианского символа было выбрано покрывало Божией Матери. Сочетание расположенного в плане объема с устремленными вверх, к небу, белоснежными пилонами по наружным стенам и вертикалями темных витражей подчеркивает чистоту образа Богоматери.

 

Две высокие башни - словно руки, сложенные в молитве, соединенные перемычкой в виде митры головного убора высшего католического духовенства.

 

Самое высокое окно в храме в виде треугольника указывает на небо и напоминает людям о том, что кроме бренной земли есть еще Бог, к которому следует обратить свои помыслы.

 

Центральный алтарь храма выполнен из байкальского нефрита, что символизирует укорененность католичества на Иркутской земле, единство с теми, кто в этом краю пострадал за веру. Позолоченные и бронзовые фигуры внутри храма посвящены библейским сюжетам. Особую ценность для паломников имеет часовня на территории храма – здесь хранится земля с мест ссылки поляков. Собор построен на средства католиков Сибири, Дальнего Востока, Польши.

 

 

Соборная мечеть

Каменное здание соборной мечети на Саломатовской улице (ныне К.Либкнехта) построено на добровольные пожертвования мусульман Иркутска. Согласно закону мечеть могла быть открыта, если количество прихожан не менее 200 человек мужского пола. Были и другие требования: общество, желающее составить новый приход, должно подтвердить свои финансовые возможности для содержания мечети и при ней духовенства. При мечети действовали библиотека, школа, приют для сирот инвалидов, столовая для бедных. В соответствии с традициями и по уставу мусульманское духовенство ведало богослужением, обрядами, совершением и расторжением браков, ведением метрических книг, разбором исков по завещаниям, разделам имущества, о неповиновении детей родителям, о нарушениях супружеской верности, а также обучением в медресе.

 

В 1939 году мечеть была закрыта. Здание передали под жилье, потом здесь располагались автошкола, мотоклуб, служебные помещения разных организаций. Минарет был разобран. Возрождение началось с середины 90-х годов. В 2012 году возведен заново 28-метровый минарет.

 

В декабре 1897 года магометанская мечеть была достроена и стала духовным центром мусульманских татарских общин не только Иркутска, но и в целом Иркутского генерал - губернаторства. Выполнена мечеть из массивных блоков природного камня, верхние ярусы минарета деревянные, отсюда громкими возгласами муздзина магометане созывались на молитву. Прообразом минарета послу жили мечети Казани: строгая симметрия, высокое крыльцо, сунэт, основной зал и михраб.

Дацан 

Строительство дацана начато в 2006 году, в 2011-м в дацане прошло освящение ступы Лотоса «Бадма Чодэн». Главное здание дацана называется Цокчен-дуган «дом всеобщего собрания». Главные ворота дацана располагаются на южной стороне ограды. От главных ворот до Цокчен-дугана ведет мощеная дорожка «священный путь». Ежедневно ламы иркутского дацана проводят молебны хуралы, посвященные хранителям Священного места.

 

Во время молебна ламы обращаются к Учителям и божествам с просьбой о благополучии всех живых существ. По мнению буддистов, хурал помогает очиститься от неблагих деяний, совершенных телом, речью и умом, а также способствует осуществлению планов и желаний. На хурал можно приносить молоко, фрукты, конфеты, печенье – что то остается в дацане как благодарность за совершение молитвы, что - то можно взять с собой как пищу, пронизанную добрыми напутствиями, дающими животворную силу. Верующий мирянин, приходя в дацан, делает обход слева направо (по солнцу) по периметру всего дацана, приводя в движение хурдэ - молитвенные барабаны.

 

В дацане служит Хубискал-лама–лекарь тибетской медицины, лечит травами, собранными в Бурятии, Индии, Монголии, Китае. Самый сложный «драгоценные пилюли» из 140 компонентов. Со временем на территории храма будет построено восемь священных ступ, медитационный центр, медицинский и астрологический храмы, зимний сад. Состав

Иркутский дацан (тиб. Рибо гэжэй намжал чойдублин) храмовый комплекс, относится к религиозной организации Буддийская традиционная Санха России. Название дацана переводится как Вершина добродетелей процветания победоносного учения.

 

Ступа Лотоса сооружение пирамидальной формы из трех уровней. По преданию, когда Будда Шакьямуни уходил из этого мира, ученики его спросили, каким образом поклоняться его останкам. Тогда он снял верхнюю одежду и свернул ее, получился квадрат, а сверху на нее поста вил чашу и сказал, что можно построить подобное сооружение и ему поклоняться. Ступа символизирует тело, речь и ум Будды. При постройке в ступу закладывают драгоценные реликвии учения Будды: книги Сутры, благовония, сосуд с драгоценностями.

+7 901 665-71-35, 8 3952 550-464, 533-888, 533-500 - отдел продажи туров на Байкал
info@baikalvisa.ru
 
 
ВНИМАНИЕ! Вся информация, опубликованная на сайте www.baikalvisa.ru, не является публичной офертой. Детали по каждому конкретному туру или услуге уточняйте у менеджеров.
© ООО «БайкалПрофиТур». Все права на материалы, размещенные на сайте www.baikalvisa.ru, принадлежат ООО «БайкалПрофиТур». Любое использование этих материалов без получения письменного согласования компании запрещено.